Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Иван Купала, Иванов день, Иван цветной. 7 июля.

   Прежде всего скажем, что во время славянского язычества Купало был бог плодов земных и считался по одним сведениям третьим(  Абевега русск. суеверий 1786г) и Перун, а по другим ( Краткое обозрение Мифологии русс. слов Строева. М. 1815 г) пятым богом в иерархии.
   Замечательно,  что богу Купалу приносили жертву купанием, о чём довольно пространно написано в Киевском летописце, что было и в Риме в праздник Мая (Maiuma), когда тоже обливали друг друга водой. В Дании, в летнее равноденствие и везде на севере, зажигались огни, некогда посвещаемые Балдеру, которые в России назывались Купальским огнём( добывали этот священный огонь трением деревяшек друг об друга). Немецкий Iohannistag  или der-Tittelsommer, тоже сходен с нашим Иван Купала, когда зажигается ивановский огонь.



   Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем традиция требовала
активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.

    В этот день праздновался летний солнцеворот - время самого бурного цветения всей растительности.Из явлений природы столь важных и ощутительных для человека, как повороты солнца, разделяющего год на две равные части, были сильным поводом к тому, что бы учредить Коледу и Купалу, как праздники, столь важные к нуждам человека.
   В отличие от украинцев и белорусов у русских почти не существовало купальских песен, за исключением пограничных с  Украиной и Белоруссией областей.


Сильна роса на Ивана — к урожаю огурцов.
На Иванову ночь звездно — много будет грибов.
Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится мало и они будут пустые.


Ивановские дожди вызывают у земледельца и радость и тревогу: они очень нужны хлебам и уже опасны для травы перед самым сенокосом.


Ивановские дожди лучше золотой горы.
Перед дождем цветы сильнее пахнут.
До Иванова дня дождь в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь из засека.
Во время сенокоса дожди —сену плохо, зерну хорошо.
Когда сено гнило, тогда в сусеке мило.
Сено черно, так каша бела.
Травы черны — лошади кормны (сено погибло, а овес хорош).
В ряде мест на Купалу открывают большой покос.
Пройти до солнышка два прокоса — ходить не будешь босо.
До солнышка пройди три покоса, ходить будешь в сапогах, а не босо.
Коли до Ивана просо в ложку, то будет и в ложке (южн.).
На Иван-день жито выколоситься должно, а не заколосится, так это плохая примета. На Иван-день колосок, так на Ильин-день колобок в хороший год (Пинежье).
На Иванов день цвет, на Ильин-то день — хлеб.
Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана (говорит пчела.).
За два-три дня до Ивана Купалы появляется мед или после в такой же период (Воронежская губ.).

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. 

Купаются в воде и росе.

Все эпитеты, которыми наделяют Купалу народная песня, находят своё объяснение в целом ряде обычаев, приуроченных к этому дню.


Так "любовным" Купала называется, между прочим, потому, что в его день, раз в году, расцветает папоротник, по словам одной купальской песни, "сердце девичье огнями зажигают на любовь". Впрочем, сердца деревенской молодёжи зажигаются и без папоротника, потому что, ещё накануне Купалы( Аграфена Купальница), рощи, берега рек, леса и луга оглашаются весёлыми хороводными песнями, и парни и девушки вместе ищут чудодейственных трав, вдали от строгих глаз матерей и отцов.


Ивана Купалу называют «чистоплотным» оттого, что на заре этого дня принято купаться, и такого рода купанию приписывается целебная сила.


   Поутру в Иванов день купаться — обычай всенародный, и только в некоторых уездах Ярославской губернии крестьяне признают такое купание очень опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.

   Ранним утром вологодские бабы «черпают росу»; для этого берется чистая скатерть и «бурак», с которым и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в бурак и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть» и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей.
   Точно так же черпают росу и в Пензенской губ., хотя Здесь она служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.
   Накануне Ивана Купалы вологодские крестьянки обязательно моют у колодца или на реке «квашенки» — кадушки, в которых приготавливают тесто для ржаного хлеба.
   Один из довольно распространенных купальских обрядов обливание водой всякого встречного и поперечного. «Деревенские парни.— писал орловский корреспондент в середине позапрошлого(19) века, — одеваются в старое, грязное белье и отправляются с ведрами и кувшинами на речку, где наполняют их самою грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и идут по деревне, обливая всех и каждого и делая исключение только для стариков и малолеток». Но всего охотнее, разумеется, обливают девушек: парни врываются даже в дома, вытаскивают и выносят девушек на улицу силой и здесь с ног до головы окачивают водой и грязью. В свою очередь, и девушки стараются отомстить парням и тоже бегут на реку за водой. Начинается таким образом общая свалка, полная веселья, криков и смеха. Кончается дело тем, что молодежь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремляется на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купается вместе, причем, разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах.


Во многих местах баню было принято устраивать не на Аграфену Купальницу, а в Иванов день, точно так же, как и вязать веники.

   В Пинежских деревнях после бани девушки закидывали веник через себя в реку: если потонет, то на этот год помрешь.
   На Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров; гадали о своем будущем — перебрасывали веники через головы или бросали с крыши бань, смотрели: если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, а если не вершиной, то останется жив; костромские девушки обращали внимание на то, куда комлем упадет веник — туда и замуж выходить.


   До Иванова дня женщинам не следует есть никаких ягод, иначе будут умирать дети у той, которая не остерегается искуса.
   В Пошехонском уезде Ярославской губ. существовала вера в то, что если на Иванов день перелезть 12 огородов, желание может исполниться.


   Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. 

Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше — тот будет счастливее.
   Костры устраивали за селением, обычно на высоком месте, или на росстанях, на меже. В огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и спускали с пригорков.
   «Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа, — писал один из этнографов XIX века, — и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина».


   В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.
   В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и самые
болезни.
   Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.
   Участники выстраивались парами друг за другом, водящий ходил перед ними и выкрикивал (или пели, выкрикивали все хором):


Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят:
Диги-дон, диги-дон
Убегай скорее вон!


При последних словах первая пара, не разнимая рук, бежит вперед, а водящий пытается догнать. «Если кого поймает, то становится с пойманным в последние пары, а кто отделился от своей пары, становится впереди гореть (водить); если же горевший никого не поймал, то снова становится гореть». 


При этой игре пелись разные припевки, в каждой местности свои. Вот некоторые из них:


Гори, гори жарко.
Едет Захарка,
Сам на кобыле,
Жена на коровке,
Дети на тележках,
Слуга на собаках,
Погляди-ка вверх —
Там несется пест!
***
Стой, гори на месте,
Гори, не сгорай,
По бокам глазами
Поменьше стреляй,
А гляди на небо,
Там журавли,
А мы ноги унесли!
***
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
(все три примера записаны во Владимирской губернии)

Если горевший не разъединит бежавшую пару, его дразнят, —
Ярка, не ярка,
Баран, не баран,
Серая овечка не женится,
Дай сенца — объягнится.
По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, змеи...
Иванов день — день ведьм, оборотней, колдунов, остерегайся проказов нежити (домовых, водяных, леших, русалок).
Ведьмы собираются на Лысой горе в Киеве и празднуют там свою ночь. Ведьмы отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу и пр.
В день Ивана Купалы слепая змея медянка получает зрение на целые сутки и потому в это время делается очень опасною: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь.




Кроме эпитетов "любовный, "весёлый", "чистоплотный" Иван Купала повсеместно именуется ещё и "травником".Это название указывает на 
общенародное верование, которое гласит, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз на Ивана Купалу, когда творческие силы земли достигают своего наивысшего напряжения.


Иван Купала—хорошие травы.
Иванов день пришел — траву собирать пошел.

   Часть трав и цветов собирают днем, часть ночью, а некоторые только по утренней росе. Когда рвут травы, говорят: «Земля мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!» Когда рвут траву, от порчи употребляемую, то произносят: «Отец-небо, земля-мать, благослови свою плоду рвать! Твоя плода ко всему пригодна: от скорбей, от болезней и от всех недугов — денных и полуденных, ночных и полуночных, от колдуна и колдуницы, еретика и еретицы! Поди же ты, колдун и колдуница, еретик и еретица, на сине море! На синем море лежит бел-горюч камень. Кто ж этот камень споднимет, кто океан-море выпьет и кто в океане-море весь песок пересчитает, тот может сделать колдовство и художество над всяким рабом и над всякою рабою, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
   Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову pocу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для "отсушки".
   В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав: Иван-да-Марьи, лопуха, богородпцкой травы и медвежьего уха; вечером пускают эти венки на воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
   Из чудесных трав, собираемых в это время, стоит назвать «плакун-траву», особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в ее корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе страх; «терлыч-трава» употребляется для очарования парней девушками: они носят ее v себя за пазухой и приговаривают: «Тер-лич, терлич, хлопцев покличь!» Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Ее же заплетают в плети и кладут под Иванову росу с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья!» Травка «зяблица» помогает от ребячьего крика и от бессонницы; высушенным «расперстьицем» присыпают больные места на теле — порезы, нарывы, опухоли; «пастушью сумку» издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях; страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.


   Всего не перечислишь...
   Однако главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, 
          
с которым повсеместно связывались предания о кладах С цветком папоротника, раскрывающемся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Правда, достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника «внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится—и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства». Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, «тот приобретает власть повелевать всем. Пред ним бессильны будут мощные правители, и нечистые духи будут в его полном распоряжении; он может знать, где скрыты клады; во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдет как хозяин, ибо двери сами растворяются перед ним — стоит только приложить к замку чудесный цветок. Невидимкою обладатель его пробирается к любой красавице — и нет ничего, что было бы невозможно для него. Такова сила и власть этого цветка».


   В слободе Сагунах Острогожского уезда Воронежской губ. рассказывали такую историю:
   «Пастух пас быков недалеко от лесу и заснул. Проснувшись уже ночью и видя, что около него нет быков, побежал в лес искать их. Бежавши по лесу, нечаянно набежал на папо-роть, которая только что расцвела. Пастух, не замечая травы, перебежал прямо через нее. В это время нечаянно он ногою сбил цветок, который попал ему в башмак. Тогда он сделался счастливым, сразу нашел быков. Не зная, что у него в башмаке, и не разуваясь целую неделю, пастух в это короткое время скопил много денег и узнавал будущее. Между тем в башмак за это время насыпалось земли. Пастух, разувшись, стал вытрясать землю из башмака и вместе с землею вытряхнул и цвет папороти. С этого времени потерял свое счастье: потерял деньги и не стал узнавать будущего».


ГАДАНИЯ

В ночь на Ивана Купалу девушки отправляются отыскивать цветы. Нужно набрать 12 трав, из которых самими главными считаются иван-да-марья и головная трава. Когда эти цветы найдены, беруться уже затем и остальные 10, какие встретятся.
   Собравши цветы, девушки идут молча по домам и , ложась спать, не помолившись, кладут пучок цветов под изголовье, приговаривая: " Иван-да-марья, головная трава и все 12 трав, скажите, кто мне будет жених!"

Собирали 12 цветков, ложили под голову и загадывали: " Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять"


В основном все гадания были связаны с цветками, травами. И косы из травы заплетали в ночь - потом смотрели расплелась ли, и венки плели и после бани, через баню же кидали, а всё ж почти все гадания были на любовь.

В ночь под Иванов день выстирать тряпичку и повесить мокрую на дворе. Если она за ночь высохнет, то лето будет тёплое и хлеб родится хорошо, и наоборот.


Ну и на последок.

Гизель такъ говоритъ в своём Синопсисе, печ. въ Кiеве въ 1679 г. о Купале:
Купало объясняется купелью. Гизель такъ описываетъ это игрище:
« Пятый идол Купало, его же бога плодовъ земныхъ быти мнаху и ему прелестью бесовскаго омраченiя, благодаренiя и жертвы въ начале жновъ приношаху. Тогожде Купала бога, или истинные беса, и доселе по некiимъ странамъ россiйскимъ ещё память держится; наипаче же въ навечерiя рождества св. Иоанна Крестителя собравшiйся в вечеру юноши, мужеска, девическа, и женска полу, соплетаютъ себе венцы отъ зелiя некоего и возлагаютъ на главу и опоясуются ими.Ещё же на том бесовскомъ игралищи кладутъ и огонь, и окрестъ его емшеся за руце, нечестиво ходятъ и скачутъ и песни поют, скверного Купала часто повторяющее и чрезъ огонь прескачуще, самихъ себе тому же бесу Купале въ жертву приносятъ»




КУПАЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Пойдём, девки,
Пойдём, девки,
Кругом жита,
Кругом жита.
В нашем жите,
В нашем жите,
Ведьма сидит,
Ведьма сидит.
"Иди ведьма,
Иди ведьма,
С нашего жита,
С нашего жита.
Наше жито,
Наше жито,
Свячёное,
Свячёное!
Иди ведьма,
Иди ведьма,
У Сеньково,
У Сеньково,-
Тама жито,
Тама жито,
Не свячёно,
Не свячёно".
(Смоленщина)

Девки, бабы-
На Купальню!
Ладу-ладу,
На Купальню!
Ой, кто не выйдет
На Купальню,
Ладу-ладу,
На Купальню!
Ой, тот будет
Пень колода!
Ладу-ладу,
Пень-колода!
А кто пойдёт
На Купальню,
Ладу-ладу,
На Купальню!
А тот будет
Бел берёза!
Ладу-ладу,
Бел берёза!.
(Псковская губ.)


Зарождалися три ведьмы
На Петра да на Ивана:
Первая ведьма 
Закон разлучает.
Другая ведьма 
Коров закликает,
Третья ведьма
Залом ломает
Первой ведьме,
Что закон разлучает,
Её по уши в землю,
Ей прощенья нет
Другой ведьме,
Что коров закликает,
Ту по плечи в землю,
Ей прощенья нет!
Третью ведьму,
Что залом ломает,
Ту по пояс в землю,
Ей прощенья нет!
Вы катитесь ведьмы,
За мхи, за болоты,
За гнилые колоды,
Где люди не бают,
Собаки не лают,
Куры не поют,-
Вам там и место!
(Псковская губ.)


 "Да Купаленка!
Рано, рано( повторяется после каждой строчки)
Где досюль была?"
- За рекой была,
За быстрой была.
"Что ты робила?"
- Кужали пряла!
Кужали пряла,
Ткала, белила,
Замуж дочек 
Выдавала
Рано,рано!
(Смоленщина)

Девицы цветы щипали
Да у Ивана пытали:
«Что это за цветы?» —
«Это цветы Купалы,
Девицам — умывалы.
А пареням —воздыханья!»
Сохнут, сохнут паренп.
За грядами сидючи.
На девицей смотрючи.
Что девицы хороши,
А парени — голыши:
Не мают копейцы про души!
(Томская губ.)

Ой, тот будет
Пень-колода,
Ладу-ладу,
Пень-колода!
А кто пойдет
На Купальню,
Ладу-ладу,
На Купальню!
А тот будет
Бел береза!
Ладу-ладу,
Бел береза!
(Псковская губ.)

Девицы цветы щипали
Да у Ивана пытали:
«Что это за цветы?» —
«Это цветы Купалы,
Девицам — умывалы.
А пареням —воздыханья!»
Сохнут, сохнут паренп.
За грядами сйдючи.
На девицей смотрючи.
Что девицы хороши,
А парени — голыши:
Не мают копейцы про души!
(Томская губ.)

Комментариев нет :

Отправить комментарий