Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Аграфена Купальница, Аграфена-лютые коренья. 6 июля.



   Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала и еще через несколько дней «Петры-Павлы» сливались в один большой праздник, наполненный для земледельца огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.
   Этот праздник у славянских народов ассоциировался с началом купального сезона. Все, что было связано с водой, баней и купанием, нашло отражение в этот день. 


Утром этого дня пели:


Приехала Купаленка
на семидесяти тележках.
Привезла нам Купаленка
добра и здоровья,
богатства и почестей.





В большинстве случаев день Аграфены Купальницы осмыслялся как подготовка к Купальскому празднику (Иван Купала), или как его начальный этап. Это особенно заметно по обрядам, приходящимся на ночь Аграфены-Купальницы( канун Ивана Купала). Эта ночь называлась Роса (по старорусски  
 Кекерисъ , в честь Ладо ) , которую праздновали почти все северные народы , т.к. почитание богини Ладо было у всех общее. Как в Литве, России и Малороссии, так и в Польше празднуется Ивановская ночь почти с одинаковыми обрядами, а у Валахов и Итальянцев, под именем Sabatina, польск. Sobotki. 

Естественно, что в разных районах день Аграфены Купальницы проводился по разному:


Так, ритуальным "начином" праздника служил сбор всех женщин поселения. На закате солнца, после бани одна из женщин выходила на улицу и кричала: "Сегодня - Купальна, завтра - Иван!" и запевала. К ней подходили другие женщины, обычно девушки и молодки, реже - подростки и старухи. Объединившись в группу, они выходили за деревню, где иногда встречались с жительницами соседних сел и деревень, и вместе с ними шествовали вдоль полей по дорогам, взбирались на холмы. Хождение сопровождалось пением "иванских" или "купальских" песен, исполнявшихся только во время купальского цикла праздников (Иван Купала):  




                                                 "Ездил Иван по вулице, 

                   Сбирал девок на гулянья, 
                   Молодушек на Купальню. 
                   Пока млада собиралась, 
                   Пока у свекрови допрошуся, 
                   Покуль свекру доложуся, 
                   С милым ладом сговорюся, 
                   Пока млада собиралась, 
                   Все гулянья миновала. 
                   Все цветочки посорвали, 
                   Всю купальню притоптали". 
                                   


Не выйти на улицу вечером в день Аграфены Купальницы считалось большим позором для девушки или молодой женщины. Односельчанки могли публично осмеять оставшихся дома - им пели корильные песни: 


                   "Иван ходит по вулице, 
                   Собирайтесь девки, бабы, 
                   Собирайтесь на Купальну 
                   Да кто пойдет - красавица, 
                   Кто не пойдет - пень-колода 
                   На дуб лезет, сучья ломит, 
                   С дуба лезет, кору дерет, 
                   Домик строит, крышу кроет". 
                                   


Ритуальный начин, основными участницами которого были молодые женщины и девушки, свидетельствовал о их руководящей роли в ряде обрядов купальского цикла (Иван Купала). Отсюда осмысление праздника Аграфены Купальницы, а также Ивана Купалы, как женского/девичьего праздника, что нашло отражение и в фольклоре: 


                   "Как у нас в году три праздника: 
                   Первый праздник Семик честной, 
                   Другой праздник Тройцын день, 
                   А третий праздник Купальница". 
                                 

                   "Березонька скрипела, 
                   Всем девушкам кликала: 
                   "Святая Купальница, 
                   Всем девкам племянница!". 

(Псковщина)
                                 



Репу сей на Аграфену—хороша репа будет.
Матушка-репка,
Уродись крепка,
Ни густа, ни редка
— До великого поста.
Репа да горох и сеются про воров.
Завидны в поле горох да репа, кто ни пройдет—щипнет.
Мимо девки да мимо репки так не пройдешь.
На Аграфену гречиха мала, овсу порост.
С Аграфены начинают купаться, «закупываются». 

В этот день в некоторых местах бывают общие купанья, сопровождаемые песнями.
 Особенно радовались купанию дети: пытаясь столкнуть один другого в воду, выкрикивали:
С плота долой,
Катись бородой!

В воде, прежде чем нырнуть, каждый говорил:

Пройду бобром —
По воде плавком,
Трижды окунусь —
Словно белый гусь.
или:
Гребу бобром —
По воде плавком,
Трижды окунусь,
Да не захлебнусь.
Нырком пройду,
Из-под воды вон уйду.

Тот, кому в уши попала вода, наклонив голову, скакал на одной ноге, приговаривая:
Вылейся, водичка,
Да по рукавичку:
Под пень,
Под колоду,
К лягушкам, к болоту.

   На Аграфену обязательно мылись и парились в банях.

   Архангелогородцы, жители Подмосковья пол в банях застилали в этот день свежею травою, «и девушки парятся свежими вениками, связанными из целебных трав». В Тверской губ. парились вениками, утыканными цветами, специально для этого сорванными.
   Обыкновенно именно в день Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год. Для этого девушки и женщины после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес. Веники делали не только березовые, на Вологодчине предпочитали вязать их из различных пород лиственных деревьев и растений, так что в каждый веник входило по ветке от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины, по цветку разных сортов.


Заготовка веников шла под песни.

Веники, веники.
Веники, комелики
На печи валяются,
В лапти обуваются.
Кум Иван, кум Иван,
Кум Гаврила, кум Гаврила,
Я Гавриле говорила:
Веники, веники... и т. д.
(Ленинградская обл.)

Дуня бела, румяна,
Зачем любишь Ивана?
«Я за то люблю Ивана,
Что головушка кудрява!»
Ваня чист и речист,
Горазд речи говорить.
Подговаривал Дуняшу
Одну ночку ночевать:
«Ночуй, Дуня, ночуй, Дуня,
Погости, голубушка!
Ты ночуешь у меня —
Подарю, Дуня, тебя!
Подарю тебе сережки
Я серебряные!
Что вторые — золотые
Со подвесочками!
А во славушку войдем —
Жемчужные заведем!»
(Вологодская губ.)

Я в лесе был, березку рубил,
Березку рубил, березку рубил.
Березку рубил, метелки вязал
Метелки, метелки, метелки вязал.
Метелки вязал, на возик складал,
На возик, на возик, на возик складал.
На возик складал, рублем утягал,
Рублечком, рублечком, рублем утягал.
Рублем утягал, коня запрягал,
Конечка, конечка, коня запрягал.
Коня запрягал, в Москву отправлял.
Во Москву, Москву, да в Москву отправлял.
В Москву отправлял, да там девку видал
Там девку, там девку, там девку видал.
Там девку видал, чернявку встречал,
Чернявку, чернявку, чернявку встречал:
Стоит под окном, играет цветком,
Играет, играет, играет цветком!


В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай «выкатывать ржи», то есть мять их, валяясь по полосе.


   В окрестностях г. Кириллова (Вологодская губ.), по сообщению одного из собирателей, в день Аграфены Купальницы все девушки («невесты» и подростки) расхаживают в своих лучших нарядах по домам и говорят: «Умойте!» Это значит — подарите что-нибудь из девичьих украшений: ленточку, бусы, сережки и проч.
   Не менее интересны сведения из Костромской губ. Здесь девицы собирались к одной из своих подруг «толокчи в ступе ячмень», из которого на другой день варят кашу и едят ее вечером с коровьим маслом. Потом, взяв передние колеса телеги с осью и оглоблями, возили сидящих на оси по селению и полям, распевая до утренней зари. В заключение умывались росой, думая, что она приносит здоровье.
   На Аграфену — обетная каша, складчиной.
   Обед вскладчину, состоящий из постных блюд, выставляли в некоторых деревнях Вологодчины для нищей братии. Столы выставлялись прямо посреди деревни, и на такую трапезу являлось иногда человек до трехсот.


   Пожалуй, самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей.



   «Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады». 
   Собирают крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые сжигают, чтобы избавиться от несчастий и бед.


Древо древанское,
Листья моханские,
Цветы ангельские,
Когти дьявольские —
так описывают шиповник на Северной Двине.

Крестьяне, для предохранения себя от ведьм, кладут в этот день на окнах изб жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов — молодое осиновое дерево, вырванное непременно вместе с корнем.
    



По убеждению народа, в ночь на Ивана Купала деревья переходят с места на место и разговаривают между собой посредством шелеста листьев; беседуют друг с другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.





   Девушки Онежского уезда Архангельской губернии выходили искать «ивановский борщ» — растение, имеющее, по их мнению, большую целительную силу. Девушки отправлялись целыми компаниями, в сопровождении парней. Поиски сопровождались играми и возней, так что травы подвергались значительному вытаптыванию.
   Белую кувшинку называют кое-где «одолень-травой», ее собирали по заводям и заглохшим прудам, чтобы при случае взять с собой в дорогу как надежное средство от разных бед и напастей.
Ночью, до восхода солнца, рвали цветы Иван-да-Марья. Если их вложить в углы избы, то вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цвета растения) будут говорить, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин
с хозяйкой.
   В ночь с Аграфены на Ивана, «до восхода солнца, чтобы никто тебя не видел, рви чернобыльник; под корнем найдешь уголь; он от многих болезней облегчение доставляет — от брюха, тошноты и прочее. Если увидят тебя за этим делом — уголь уйдет в землю».


Накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам:


1. Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый— «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!»
2. В полночь надо было набрать цветов и положить под подушку; утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось — в этом году замуж выйдешь.
3. Под голову на ночь клали подорожник (трипутник) со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»


В течении всего дня и ночью звучали песни.


Я по цветикам ходила,
По лазоревым гуляла,
Цвета алого искала.
Не нашла цвета алого.
Супротив мого милого.
Эх, мой миленький хорош.
Чернобров, душа, пригож.
Мне подарочек принес,
Мне подарок дорогой —
С руки перстень золотой.
Мне не дорог твой подарок.
Дорога твоя любовь.
Не хочу перстня носить,
Хочу так тебя любить.
(Тульская губ.)

Как во полюшке рябинушка стоит.
Под рябинушкой тропинушка лежит,
По тропинушке детинушка бежит,
Детинушка удалой молодец.
Он всю травушку-муравушку примял,
Все лазоревы цветочки посорвал.
Он повадился ко девушке ходить,
Много злата, много серебра носить,
Без расчету золотой казной дарить,
Без аршинца камочки отдирать.
Ты камочка, камочка моя!
Ты камочка мелкотравчатая,
Мелкотравчатая, узорчистая!
Не давайся ты, камочка моя,
Ни простому, ни боярину,
Ни тому сыну гостиному.
Он гостиный-то сын волюшку берет,
Красну девушку за ручушку ведет.
(Тверская губ.)

Бей трепака, не жалей башмака!
— Мне не жалко башмака,
Жалко зеленого чулка.
Башмак батюшка купил,
Чулок милый подарил;
Он не так мне подарил —
Ночевать ко мне ходил.
(Курская губ.)

Расколися, сырой дуб,
На четыре грани!
А кто девушку полюбит,
Того душа в рай.
Кто молодушку полюбит,
Того душа на спасенье,
А кто старую старуху обоймет,
Тот в аде места не найдет.
(Тульская губ.)

Марья Ивана
Марья Ивана
В жито звала!
Марья Ивана:
«И пойдем-ка, Иван,
Пойдем-ка, Иван,
В наше жито!
Пойдем-ка, Иван!
В нашем жите,
В нашем жите
Сам бог ходит!
В нашем жите
Сам бог ходит,
Сам бог ходит,
Жито родит!
Сам бог ходит,
Жито родит,
Жито родит:
Ядро с ведро!
Жито родит,
Ядро с ведро,
Ядро с ведро,
Колос с бревно!
Ядро с ведро».
(Смоленщина.)

Ивашка молодчик!
Не стой под рекою,
Не махай рукою!
Не быть мне за тобою.
Обещай моему татке
Коня вороного,
А мамке коровку,
Брату жеребенка,
А сестрице теленка!
(Псковская губ.)

Как у бабушки курочки велись,
У Макарьевны рябенькие.
Через перушки на золоте,
А через два-три позолоченные.
У нас завтра праздничек,
Праздничек Иванов день.
Все добры люди капустку заламывали,
А я, млада, в огороде не была,
Не была, не заламывала,
Хоть капустушка не клубиста,
А я девушка грудиста.
(Новгородская губ.)

Еще что кому до нас,
Когда праздничек у нас!
Завтра праздничек у нас
— Иванов день!
Уж как все люди капустку
Заламывали.
Уж как я ли, молода,
В огороде не была.
Уж как я за кочан,
А кочан закричал,
Уж как я кочан ломить,
А кочан в борозду валит:
«Хоть бороздушка узёнька — Уляжемся!
Хоть и ночушка маленька— Понабаемся!»
(Новгородская губ.)

Шел молодчик разудаленький,
Со головки бел-кудрявенький,
Со русых волос на барина похож,
На нем шапочка бархатная,
А околышек — терновы соболи.
— И кто тебя спородил, молодец?
— Породила родна матушка меня,
Свеже вымыла московская вода,
Завивала кудри сударыня моя,
Завила, приговаривала:
— Что ты, молодец, не женишься,
Разудалый, меня замуж; не берешь?
Чем я, девушка, родилася дурна?
Я дурна, дурна, дурнешенька,
С очей ясных веселешенька,
Со личенька белешенька,
Пойду к дружку быстрешенько,
Поцелуюся милешенько.
(Владимирская губ.)

Комментариев нет :

Отправить комментарий