Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Прокопий. Явление Казанской иконы богоматери. 21 июля.

В православии :  Великомученика Прокопия (303).  Праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (1303).  Явление иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани (1579). Праведного Прокопия Устьянского (XVII).


8 июля 1579 года после опустошительного пожара десятилетней девочке Матроне явилась во сне пресвятая Богородица и велела обрести на пепелище чудотворную икону. Девочка не вняла услышанному во сне, но явление повторилось еще два раза. В конце концов Матрона рассказала сон матери и отправилась вместе с ней на указанное место, где и нашла икону Божией Матери. По указу Ивана Грозного на месте обретения чудотворного образа была выстроена женская обитель, в которой Матрона и ее мать приняли иноческий постриг.


Великомученик Прокопий родился в Иерусалиме и служил в войске Диоклетиана.


Св. Прокопий Юродивый подвизался в г. Устюге. Он был иностранный купец. Прибыв в Новгород, принял православие, пленившись великолепием храмов, торжественностью православного богослужения и обрядов и правотой учения Православной Церкви. Затем раздал все имение бедным и поселился в Хутынской обители.


Ну а народ отмечал день этот по своему:





Около Прокопьева дня начинают сено собирать в валы потом копнить, а из копен складывать зароды.
Прокопай — жнец, жатвенник, жатву начинает
Начало самой сильной жары.


На Казанскую черника поспевает.
 Черница-ягода поспела — поспела и рожь.
В ягодный год дел невпроворот.
Черника зреет под комариные песни.


Черненька, маленька, сладенька, ребятам миленька. (Черника.)


Черника — не только лакомство. Издавна в народе ягоды и листья ее употреблялись в качестве эффективного лекарственного средства, особенно при расстройствах желудка и кишечника, при сахарной болезни, ревматизме и подагре. Многовековой опыт подсказывал, что очень полезно есть чернику в больших количествах в жаркое летнее время.


Пришла Казанская - пошли черные грузди.


С Казанской начинают по-настоящему приготовляться к жатве, в некоторых местах уже и приступают к жатве ржи.


Жатва поспела, и серп изострен.
На Казанскую — зажин ржи.
Зерно в колоске — не валяйся в холодке.
Зерно в колосу—торопись жать полосу.


Чтобы жатва была обильной, жница, нажав первый сноп, говорила:


— Стань, мой сноп, на тысячу коп!
Первым сжатым снопом, который вносили в дом, выгоняли мух, тараканов и пр.
— Первый сноп в дом. а клопы, тараканы — вон!
— Мухи, гады, вон! Идет хозяин в дом!


Жнут порою — жуют зимою.
Жатва — время дорогое, никому тут нет покою.
Пот ключом бьет, а жнец свое берет.
Пока колос в поле, трудись подоле.


На зачине жатья со стоячего хлеба срезают несколько соломинок и, заткнув за «гасник юбки», за «гачу» ли шаровар или за поясок, жнут, пока не выпадут. После этого можно считать себя застрахованным на всю страду от ломоты в пояснице, какая ощущается во время жатья (Енисейская губ.).


День летней Казанской почитался праздником, наиболее торжественно и широко его отмечали в тех деревнях, где Казанская была престольным праздником. Сюда съезжались гости, молодежь устраивала гулянья. 
   «Девицы по две-три в ряд и больше ходят взад и вперед по деревне, ребята гуляют с гармонями, один играет, а поют под гармонию песни коротенькие, вроде:


Тальянка нова С Бологова.
Свесели сердце мое!


Иногда ребята и девицы собираются у чьего-нибудь крыльца и здесь начинают различные танцы. Ребята большею частию пляшут «русского», причем пляшущий поет песню-частушку:


Ноги пляшут, руки машут, язык песенки поет.

Пойду плясать,
Земля колых-колых,
Ребята хитрые,
А я хитрее их.
Семеновна,
Юбка в полосу!
Она попела бы —
Да нету голосу!
«Ты играй, играй,
А я петь буду».— «
Про меня слова,
А я терпеть буду!»
Семеновна,
Выхожу на круг!
Примечай меня,
Мой задушевный друг!
Гармонист сидит,
Что во поле цвет.
У меня теперь
Ухажёра нет!
Я пойду плясать,
Где колосится рожь,
Пойду с тем гулять,
Кто на меня похож.
Эх, гора, гора,
Под горой ручей!
Провожал меня —
Сама не знаю чей!
***
Без музыки, без дуды идут ноги не туды.

Я плясать-то не хотела —
Вызывает паренек:
Глазки серые веселые,
Горят, как огонек.
Светит месяц и луна,
Девки любят плясуна.
За хорошим плясуном
Девки ходят табуном.
У меня, у молодца,
Ловкая фигурочка.
Неужели не полюбит
Никакая дурочка?
Какой сюртук, какие брюки
У милого моего.
Он возьмет гармошку в руки,
Все смотрела б на него.
Супостатка нарядилась
В беленьком платочке,
Перед дролей вертится,
Как змея на кочке!
Супостаточка моя,
Где плясать училася?
У нас корова приказала —
Точно этак билася.
***
Уж вы Сашки — канашки мои,
Разменяйте вы бумажки мои,
А бумажечки новенькие —
Двадцатипятирублевенькие!
А бумажечки красненькие,
Наши девушки прекрасненькие,
А бумажечки синенькие,
Наши девушки красивенькие!
***
Между горочек ишла,
На горушку вышла,
Одна горочка высока,
А другая низка,
Один миленький далече,
А другой-то близко,
А я дальнего милого
Людям подарую,
А я ближнего милого
Три раза поцелую.
***
Чем нам песенку начать,
Чем ее окончить?
— Разговорами начнем,
Поцелуем кончим!

К концу прошлого века в моду вошла кадриль. Деревенские кадрили состояли из нескольких фигур, каждой из которых соответствовала своя песня.
1-я фигура:
Чижик, чижик, чижечек,
Маленький воробышек.
Чижикова женочка
Пропила подворьице,
Пропила подворьице
За мое здоровьице.
2-я фигура:
Прочь, прочь отойди,
Девицы не стоишь,
Своим ласковым словам
Дурака ты строишь.
— Прикажи, хорошая,
Сесть с собой рядом,
Звесели, хорошая,
Развеселым взглядом.
— Звеселила бы тебя
— Не один у меня,
Есть получше тебя,
Получше, покраше, повежливее,
Повежливее, поутешливее.
3-я фигура:
Тише, ветер, тише, дождь,
Девкам юбки обобьешь.
Дале, дале от комода,
Все стаканы перебьешь.
4-я фигура:
На колодце воду черпала,
Уронила в воду зеркало,
Уронила — не разбилося,
Полюбила — не ошиблася.
Полюбила не за рост, не за красу,
— Полюбила за походку хорошу.
Хороша его походочка,
Еще лучше поговорочка.
5-я фигура:
Мать моя, маменька,
Государыня, боярыня моя.
Ты зачем меня такую родила,
Счастливую, таланливую,
Гульливую, забавливую.
Нельзя ли, мать, к обедне сходить,
По забавочке обедню служить?
На меня люди галятся,
Клирошане усмехаются,
Сторож ходит-спотыкается.
(Новгородская обл.)

Комментариев нет :

Отправить комментарий