Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Егорьев день. 6 мая.

Егорiй съ ношеi, Никола съ возомъ.

Георгий Победоносец, Егорьев день, Егорий весенний, Егорий (Юрий) вешний, Егорий храбрый.
 

Юрий на порог весну приволок. 

Егорий землю отмыкает. 
Пришел Егорий, и весне не уйти. 
Егорий храбрый зиме ворог лютый. 
Промеж гор лежит бугор. пришел Егор, унес бугор. (О снеге.) 

Егорий весну начинает, Илья (2 августа)
лето кончает. 
Святой Георгий красную весну на красную горку начинает, 

пророк Илья лето кончает, жито зажинает.
Заегорит весна, так и зябкий мужик шубу с плеч долой. 

Егорий из-под спуда зелену травку выгоняет. 
Зеленая травка — молока прибавка. 
На Руси два Егорья: один холодный, 
другой голодный (9 декабря и 6 мая) 
Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т. е. зима установится, будет хороший санный путь). 
Сена достает: у дурня до Юрья, 
а у разумного до Николы (22 мая). 
до святого Юрья корм есть и у дурня. 
Богатый сыт и в Юрьев день, 
а бедный терпит до Спаса (14 августа). 
Егорий с ношей, а Никола с возом. 

Егорий с кузовом, Никола с возом. 
Егорий везет корму в тороках, а Никола возом. 

Егорий с теплом, а Никола с кормом. 
Егорий с водой, а Никола с травой. 
В Егорьев день река выйдет, лед унесет, на Николу и травка вырастет (Пинежье). 

На Егорья мороз — будет просо и овес. 

На Егорья мороз — под кустом овес. 
На Егорья мороз — гречи хороши (Тамбовская губ.). 
Когда на Георгия будет мороз и повторится через неделю, то должно ожидать теплой осени (Тамбовская губ). 
Как в Егорьевску ночь заморозят, 
так сорок утренников еще на хлеб падет, 
сорок утренних морозов с Егорьева дни на все лето, пока хлеб в поле стоит. Бывало, собирали сорок камешков, и как утренник, так выбросят камешек; 
смотрели, сколько ещё оставалось их в мешочке. Ино и совпадёт (Пинежье). 

Юрий росу спустил. Гони животину на Юрьеву росу. На Егорья роса — будут добрые проса (Орловская губ.). 

На Юрья роса — не надо коням овса. 

Будь здоров, как Юрьева роса. 

Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. 

Катаются по Юрьевой росе, чтоб получить здоровье. 

На Юрья дождь —скоту лёгкий год, 

На Юрья снег—урожай на гречу, 

На Юрья дождь - гречи нерод. 

На Егорья в некоторых местах запахивают пашню. 

Егорий — ленивая сошка, на Егорья выезжает и ленивая соха, Юрий починает полевые работы, Юрий и кончает. 

Ранний посев ярового — с Юрья (Воронежская губ,). 


Ранний яровой посев с Егорья, поздний — с Еремея (14 мая; Ярославская губ). 



Яровое сей до Егория (Новгородская губ). 

Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Николин травою. 

Ясное утро на Юрья — ранний сев, ясный вечер — поздний (Новгородская губ). 

Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия (Нижегородская губ.).

Кто сеет овес с Егорья, тот убирает не зерно, а солому. 

Сей просо с Егорья, кончай Николой (Тамбовская губ), 



С Георгия начинают садить свеклу, сеять морковь и рассаду. Сей рассаду на Георгия, будет щей вдоволь (Воронежская губ).


Сложными ритуалами, причудливо сочетающими дохристианские и христианские воззрения земледельцев, сопровождалась первая пахота и весенний сен. 
Соблюдение обычаев должно было обезопасить посевы от всех стихийных бедствий, обеспечить полноценный урожай.
Одним из самых важных весенних праздников был Егорьев
(юрьев) день —23 апреля (ст.ст.). К этому празднику приурочено больше всего пословиц, поговорок, примет, легенд, заговоров, песен и обычаев,— и это вполне естественно: в Егорьев день — не только первый выгон скота со двора, но и разгар сена, а также начало охоты. Некогда скотоводство, земледелие, охота имели каждое своё божество покровителя, помогавшего людям. С принятием христианства эти функции перешли к святому Георгию Победоносцу, который, согласно христианской легенде, являлся олицетворением сил добра, служил защитником людей. Несмотря на то, что в егорьевской обрядности нашли отражение различные хозяйственные занятия людей, 23 апреля (6 мая) — прежде всего скотоводческий праздник. Егорий — покровитель не только пастухов, но и оберегатель животных («вся живая тварь у Егорья под рукой»), как домашних, так и диких, в первую очередь, от волков. На иконе Георгий Победоносец всегда изображался на коне, крестьяне полагали, что святой постоянно объезжает луга и охраняет пасущийся там скот. Чтобы заручиться поддержкой Егория, надо было произнести заговор о замке и ключе. В некоторых районах, особенно на Русском Севере, бытовали в рукописном виде прозаические пастушеские заговоры, так называемые «отпуска», которые пастухи тщательно прятали от посторонних.
   Кроме заговоров существовал целый ряд магических действий, которые должны были предохранить скот от болезни и ущерба, наделить
его плодовитостью.
   В Костромской губернии (области) совершался в этот день обход
дворов с пением колядок, которые представляли собой обращенные к
Егорию пастушеские заклинания.

ОБЫЧАИ ЕГОРЬЕВА ДНЯ  

 
Пахота и весенний сев начинаются между днем Бориса и Глеба и днем Егория. Существует еще примета на начало сева овса, уже независимая от чисел: сев надо начинать тогда, когда зацветет одуванчик-севун. Пожилые крестьяне выбирают для запашки «легкий» день, то есть вторник, четверг или субботу. За день до пахоты пахарь парится в печке и одевает все чистое. В продолжение всего сена ему нельзя будет париться, так как парятся на подстилке из соломы, а по принципу подражательной магии, также может «запариться» и хлеб, который будет посеян. В некоторых семьях севцу запрещают вообще мыться во время сева, иначе в колосьях будет «бель», то есть колосья будут пустыми. На пахоту и, особенно, на сев (в некоторых местах пахота и сев из-за малоземелья бывают в один-два дня) полагается одевать все чистое, чтобы не было во всходах сорной травы.
Обычаи эти сохраняются до сих пор, потому что, по правилу, засевает старший мужчина в доме, то есть чаще наиболее консервативный. Однако засевальщик должен быть крепок и силен.
   Яровой и озимый засевы могут производиться как одним человеком для целого села, так и представителем от каждой семьи. Засев происходит следующим образом: на преображение во время молебна в церкви освящаются посевные семена для всего села, а иногда и для всего прихода.   Потом выборный от всего села берет севалку с семенами, кладет в нее просфору, вынутую в этот же день, крест от четвертой недели поста (средокрестие), освященное пасхальное яйцо и со всем этим идет в поле. В поле же выносятся и иконы. Засевальщик идет через все полосы, бросая на каждую по горсти семян. Следом за ним идет поп в облачении, с кропильницей и кропит брошенные семена. Это  окропление производится с целью обеспечить хлебу достаточное количество дождя.
   
После парадного засева, на другой день, отправляются засевать уже все.    Перед отправлением вся семья собирается в избе, затворяют окна, двери, закрывают печную трубу, хозяйка постилает на стол в переднем углу чистую скатерть, кладет непочатую ковригу хлеба и ставит солонку. Хозяин зажигает лампаду и Богоявленскую свечу. После общей молитвы сеятель отправляется в поле. Обычай закрывать все входы в избу является тоже типичным магическим актом: как нельзя проникнуть в эту избу, так пусть нельзя будет граду побить засеянное поле, В то же время закрывание входов в избу, по мнению верующих, мешает нечистой силе повредить священнодействию.
   С посевными семенами связан ряд запретов. Так, из них нельзя давать взаймы, если уже необходимо дать, то делают так: три горсти себе, три —другому и так далее, иначе хлеб не уродится и вся удачливость в хозяйстве перейдет к должнику. 

   Потому же запрещается давать взаймы что-либо из дома в день посева. Семена посева никоим образом не должны быть сняты с того же поля, на котором будут посеяны. Если семена куплены, то их нельзя подсевать: они должны попасть в новую землю со всеми примесями, с какими их сняли с чужого поля. Если в продолжение жатвы прошедшего года попадались двойные колосья, то их берегут до посева и, вышелушив, рассевают по полю:
они считаются носителями спорости в хлебе. 
   Везти семена на посев надо обязательно в незавязанных мешках
иначе для зерен «земля завяжется». Время и погода тоже выбираются особым образом: овес следует сеять в мокрую землю, а рожь — в сухую.


Сей овес в грязь — 

Будешь князь, 

А рожь-барыня, 
Любит в золу 
Да в пору.


Если вышедшему на поле пахарю перейдет дорогу женщина, ему лучше вернуться домой, так как труд его все равно пропадет. Нельзя также начинать сева, если в этот день в родственной семье есть покойник. Выйдя в поле, прежде чем начать сеять, сеятель крестится на четыре стороны со следующим приговором:

Уроди, господи, 

На всякую долю, 
На нищую братию, 
На цыганскую долю. 
Пошли, господи, милость свою 
На всякую долю, - 
На нищую долю, 
На сиротскую долю, 
На птиц небесных, 
На свое семейство, 
Пошли, господи, милость свою! 


   Начиная сев, разбрасывают вместе с зернами и положенные туда обрядовые печения. Для ярового обрядовые печения — крест, благовеiценская просфора, лазаревская лесенка и кусок артоса, или хлебной пасхи; для озимого — крест, преображенская просфора, пасхальное яйцо.
   Известны запреты, связанные с предметами, употребляющимися во время посева. Так существует запрет во время сева вносить в избу севалку, а то хлеб подопреет: как может подопреть в избе сама севалка, так же подопреет и посеянный из нее хлеб.
   В некоторых деревнях на посев старики брали с собой топор.
Металл — железо, сталь — средство оберегать от «злого глаза».
   Посев льна, в общем, мало отличается от посева хлебов. В семена льна хозяйка кладет несколько штук яиц (от 3 до 10); они поступают в собственность засевальщика. Сами крестьяне объясняют этот обычай тем, что, сколько положить яиц, столько и головок на стебле будет.

В день выгона скота пекли обрядовое печенье в виде «коровок», «лошадей», «козулек» и прочих животных, отдаваемых под наблюдение Егория и пастуха.

В каждом доме перед выгоном скота хозяин с хозяйкой зажигают перед иконами «страстную» свечу, стол накрывают чистою скатертью, кладут на него целый круглый хлеб, ставят на стол полную солонку соли и молятся богу. 

   Потом хозяин берет икону святого Георгия, страстную свечу, а хозяйка — хлеб с солью (по народным поверьям, хлеб давал скоту здоровье и силу, обеспечивал хороший приплод), и обходят на дворе кругом весь свой скот, приговаривая: «Святой Егорий-батюшка, сдаем на руки тебе свою скотинку и просим тебя — сохрани ее от зверя лютого, от человека лихого!» Затем кладут на землю под ворота замок и ключ: «Чтобы пасть звериная была так крепко заперта, как запирается замок на ключ!» 
   А икону ставят над воротами и выгоняют скот на улицу, где пастух уже снова обходит все стадо с иконою Николая-чудотворца, также говоря: «О святой Никола-батюшка, сдаю на поруки все стадо и прошу тебя — сохрани его от зверя лютого!» 
После этого все гонят скот в поле, имея в руках вербы; там хозяйки дают пастуху и подпаскам сало и яйца, из которых они приготовляют тут же, в поле, яичницу. 
   Когда яичница бывает готова, пастух назначает, кому из его подпасков быть зайцем, кому — слепым, кому — хромым, кому — замком и кому — колодой; расставляет их всех кругом стада; после этого берет приготовленную яичницу и идет с нею, прежде спрашивая у «зайца»:

 «Заяц, заяц, горька ли осина?» «Заяц» отвечает: «Горька!» — «Дай бог, чтобы и наша скотинка для зверя была горька!» Потом спрашивает у «слепого»: «Слепой, слепой, видишь ли?» «Слепой» отвечает: «Не вижу».— «Дай бог, чтоб и нашу скотинку не видала зверинка!» Дальше спрашивает у «хромого»: «Хромой, хромой, дойдешь ли?», «Хромой» отвечает: «Не дойду!» — «Дай бог, чтобы и зверинка не дошла до нашей скотинки!» Дальше спрашивает у «замка»: «Замок, замок, разомкнешься ли?», «Замок» отвечает: «Не разомкнусь» — «Дай бог, чтобы и у зверя не разомкнулись зубы для нашей скотинки». И, наконец, спрашивает у «колоды»: «Колода, колода, повернешься ли?» «Колода» отвечает: «Не повернусь!» — «Дай бог, чтобы и зверь не повернулся к нашей скотинке». 

Таким порядком пастух обходит все стадо три раза. После этого все действующие лица садятся и съедают яичницу, а затем, немного погодя, еще задолго до вечера, пастух гонит скот обратно в деревню, где уже на улице начинается пляска.

В некоторых деревнях Валдайского уезда в этот день каждый домохозяин приходит в поле с испеченным нарочно караваем (белым хлебом), каравай этот называется моленником, и первый кусок от оного уделяют пастуху, оставшимся кормят возвратившийся в тот день с поля скот (Новгородская губ.).

В районах Русского Севера одно из условий, которое предъявляют крестьяне при найме пастуха,— это знание заговора. Этот заговор называется «отпуском».
Если он (пастух) неграмотен, то достаточно молча обойти с отпуском стадо. После этого зверь не тронет скота. Приведу заговор: «Выйду в чистое поле, в широко раздолье, обойду около широкого двора и обнесу свой приданный образ (икону) и свою зажженную свечу восковую около своего широкого двора, около своей милой береженой скотинушки, около любимых конюшек, около своих дойных коровушек, около своих маленьких овечушек, чтобы черные медведи и серые волки, злые росомахи, чтобы они на мою милую боженую скотинушку, чтобы они глазом не глядели и ухом не слышали, вонью не воняли, носом не слышали; около моей скотинушки будь огненна река и каменна стена и железный тын и Миколин замок (Микола—святой Николай), чтобы эта скотинушка была бы цела и сохранна, а вы, черные медведи и серые волки и злые росомахи, идите к синему морю, у синего моря бейте и копайте черный сонотливый пень и черную тнилую колоду и отныне бы и довеку и от веку и до-по веку. Аминь!»

Другой заговор, оказывающий то же действие, гласит так: «Стану я, раб божий, благословясь, выйду я, перекрестясь, из избы дверьми, из сеней воротами, в чистое поле, принимая милый скот, крестьянский живот, на свои на белые руки, и пойду около своего скоту и около своего стада и за тот ли железный тын; замкну тридевять замками, тридевять ключами и снесу эти ключи пречистой божьей матушке. «Пречистая божья матушка, пресвятая богородица, закрой своей ризой нетленною мой милый скот и крестьянский живот от звиря широколапого; и кажись, мой милый скот, крестьянский живот, дубьем-колодьем и серым каменьем; и как народ сходится, сбирается в одну божью апостольскую церковь, так солнце пойди на запад, как весь милый скот и крестьянский живот, сходись, сбирайся к своему двору; и кто буде завидовать, осужать, переговаривать, и тому лесы считать, и с лес хвоя вырубать, и в море воду вынимать, и около моря песок вызубать!»

Пастухи покупают «отпуск» и тщательно хранят его, чтобы чужие руки не коснулись этой рукописи: вследствие такого прикосновения отпуск может потерять свою силу. Они прячут его либо в своей свирели, либо в фуражке, либо в глубине дремучего леса, вместе с шерстью от каждой головы пасомого ими скота.


Само чтение этого отпуска сопровождается еще лишним обрядом: скот окропляют водой, взятой из трех ключей.

Если пастух безграмотен, то приглашается для этого грамотный, который и обходит стадо, читая заговор, и окропляет скот. По прочтении молитвы и окроплении стада, пастух принимает остатки воды и рукопись от чтеца и в свою очередь тоже кропит его водою, боясь, чтобы он чего-либо не похитил из молитвы; удаляется в лес и там прячет принадлежащую ему молитву где вздумается; остатки же воды или выливает, или же изливает на землю под камень
 
Прогнавши в поле скот, каждая женщина бросает на то место, докуда прогнала скот, свои прутья, которыми гнала скот, и начинает через них прыгать (не менее трех — пяти раз) и старается прыгнуть как можно выше. Обычай прыгать через прутья крестьяне объясняют двояко: одни говорят, что это делается для того, чтобы скотина всегда так прыгала, то есть была всегда здорова и весела, а другие говорят — для того, чтобы лен уродился выше.

На юрьев день женщины срывают платки друг у друга, дергают одна другую за волосы, приговаривая: «Чтоб у хозяина жито было рослое и густое, как волны!»
При выгоне в первый раз пастухами скота, пастухов оделяют выносами печеных лепешек, яиц, сала. Пастух выгоняет скот за околицу, обходя стадо кругом, молится на все четыре стороны, кладет под межу край хлеба и сам постится весь день

В полночь под юрьев день каждый конюшек, пасущий коней, берет с собой кусок хлеба и яйца кладет все это под межу для того, чтобы лошади были сыты, полны, гладки телом и целы от воров. 
 

В этот день имеет особенное значение также и в распределении хозяйственных работ. Если овцы не бывают стрижены до этого дня, то их стригут уже после Николина дня (9 мая); прежде 23 апреля (6 мая) не станут городить изгородей в полях. Крестьяне говорят, что до Егорья «скоту в поле три воли», то есть когда и что захочет в любом месте; и еще: «Егорьева роса выкормит скотину лучше всякого овса», а потому в этот день непременно выгоняют скот в поле, хотя бы не было еще травы, и прежде всего в поле, засеянное озимым хлебом.

В этот же день сеют рассаду, уверенные, что посеянная в это время рассада непременно будет хорошая.

Народ считает святого Георгия повелителем волков, и если в суровые зимы волки размножаются, то, значит, «святой Егорий их распустил»
 

Уникален оберег, записанный в 1920-х годах в одном из сел Московской области. Старики берут с речки столько камней, сколько водится в хозяйстве скотины, зашивают в мешочек и кладут над воротами двора и, таясь, приговаривают:

«Царь полевой, царица полевая,

Царь лесной, царица лесная,
Царь водяной, царица водяная!
Все чурочки, все палочки,
Берегите мою скотину
От сглазу, от злых людей,
От диких зверей и от всех прочих!»

Широко бытовало поверье: «На Юрья святой Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказ»; «Всяк зверь у Егория под рукой». Поверие породило и запреты: «Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел»; «Кто работает на Георгия, у того волки будут резать скотину».

В одном заговоре говорится: «Святой Георгий Победоносец и святой Константин, на белых конях, имущи в руках огненные щиты, объезжают около нашего скота, милого живота; бьют они, побивают всех колдунов и колдуниц, еретиков и еретиц. воров и вориц, зверей и звериц, волков и нолчиц, змеев и змеевиц» (Смоленщина).

Выгоняя скот, ударяли его каким-либо предметом, свойство которого желали передать: хозяйка ударяла корову лопатой, которой веяли хлеб, чтобы телок телила.



В селах Московской губ. Хозяйка, выгоняя первый раз в поле корову, заставляла ее переступить через положенную в воротах клюшку, а потом, ударяя ее клюшкой, приговаривала: «Тели телок, тели телок!» Вместо клюшки мог использоваться сковородник: «Как сковородник от печки не отходит, так пусть бы и скотина от- двора не отходила».
В такой же день крестьянка Архангельской губ. повязывала вокруг голого тела пояс, а затем расстилала его в воротах, через которые выгоняли скотину, приговаривая: «Коль крепко и плотно пояс вокруг меня держится, толь крепко и плотно Пестронюшка вокруг двора держится и своей большушки матушки. Век и повеку, отныне и до веку».

Поступали и следующим образом: «сливали в один сосуд воду, взятую из трех ключей с приговором: «Во имя отца и сына и святого духа. Как бы сия ключевая вода стекала в одно место, так бы сходился и стекался мой скот любимый, крестьянский жить в одно место».

Утром хозяйка варит яйцо, затем кто-нибудь берет сваренное яйцо и катает им по хребту каждой скотине, начиная с лошади и кончая овцой. Катают от головы к хвосту и потом самое яйцо пускают по навозу. Смысл обряда тот, чтобы скот отгулялся летом также кругло, как яйцо, и лошади, кроме того, бегали так же быстро, как быстро покатилось яйцо по навозу

В Новгородской губернии крестьяне собирались за околицей, принося с собой яйца, хлеб и монеты; все это отдавали пастуху, который складывал все на большое блюдо и произносил какое-то заклинание, а потом обращался к Егорию:

«Дарую тебе хлеб-соль

И златые серебры,
Храни мою животинушку
Во поле, во зеленом дубровье.
Сохрани ее от змея ползучего,
От медведя могучего, волна бегущего.
Поставь до самой небы изгородку, 
Чтобы было не переползти, 
Не перешагнуть через нее...»

В некоторых местах Егорьев день отмечался как конский праздник,
 например, в Рязанской губернии в конце ХIХ века. В этот день под вечер «делают коня». Для этого берут две крепкие жерди. Четыре парня кладут их на плечи. Один из передних держит на вилах конскую голову, или конский череп, убранный бубенчиками и цветными тряпицами. Сзади концы жердей связаны между собой веревкой, к которой привязан хвост из мятого моченца (моченец — вымоченная в воде конопля). Жерди обмотаны сеном и веретьями (веретье — грубая ткань из конопли, употребляемая для перевозки зерна в телегах); на жерди сажают верхом мальчика, обыкновенно пастуха, преимущественно хорошо играющего на жалейке. Таким образом сделанный конь в сопровождении народа обходит деревню, причем сидящий на нем пастух играет на жалейке. Затем конь направляется в одну из соседних деревень. Завидев издали коня, в той деревне снаряжают, как можно быстрее, своего коня. Оба коня сходятся на выгоне перед деревней, причем происходит «бой» двух коней. Изображающие коней, подражая лошадиному ржанью, бросаются друг на друга, пока один конь не разрушит другого. В старину после этого водили круги (курагоды), причем один из парней изображал собою коня. Вот отрывок одной из «игравшихся» при этом песен:


Около сырого дуба,

Около молодого,
Вырастала чечевинка.
По той чечевинке
Черные коны скачут.
«Поскачь, поскачь, кона,
Поскачь, молодая,
Кона новая на сене,
Выбирай себе подружку,
Что любимую сеструшку!
Выбрала себе подружку,
Что любимую сеструшку .

Парень, изображающий «кону», то есть коня, при

пении этой песни входит в круг; он скачет и прыгает как можно выше и наконец выбирает себе «подружку, что любимую сеструшку», то есть девушку, которую ему вздумается.


С днем 6 мая связывался также прилет ласточек, начинали прислушиваться к к голосу кукушки.

Кукушка кукует до Егория — скот падёт (северн.). 

Кукушка до Егорья — к неурожаю и падежу скота. 

Если кукушка кукует, когда еще не оделся лес,
будет голодный год (Тамбовская губ.).

В Кирсановском уезде Тамбовской губернии «Некоторые, желая получить хороший урожай приходят рано утром в лес и стараются пораньше поесть, пока кукушка еще не кричала; иначе год будет голодный.

Если кукушку услышишь раньше соловья, несчастливо проведешь лето — прокукуешь (Воронежская губ.). 

При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились.

Ранняя кукушка (прежде листа на дереве) — ворам неудача. 

Кукушка кукнула в левое ухо — хорошая примета (Пинежье).

Кукушка сера, загадуй смело, скольки лет жить и когда помереть.

Не кукуй, кукушка, здесь, 
Без тебя досада есть.
Без твоёго голоска
Напала на сердце тоска.




С весеннего Юрья совершались сделки и наймы — но Семен день (14 сентября), до Покрова (14 октября) или до Заговенья (27 ноября).

И последнее: с Егорья открывался сезон хороводов.

С Егорья хороводы, с Дмитрия (8 ноября) посиделки.



Как солнышко взойдет,

Роса на землю падет — 
Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет,
Будит девок, будит баб,
Будит малых ребят:
— Вставай, девки, вставай, бабы,
Вставай, малые ребята!
Выгоняйте вы скотину
На широкую долину,
На зелену луговину!
Одна девка весела
В хоровод плясать пошла.
Сама пляшет, рукой машет,
Пастушка к себе манит:
— Сюды, сюды, пастушок,
Сюды, миленький дружок!
Ты скотину паси,
Ночевать ко мне ходи!
Пастух ночку ночевал — 
Коровушку потерял.
Он другую ночевал — 
Он другую потерял.
— Кабы знала, молода,
Не манила пастуха,
Не манила, йё обманывала.
(Симбирская губ.)


Выгоняйте вы скотину
На широкую долину,
На попову луговину!
Гонят девки, гонят бабы,
Гонят малые ребята,
Гонят стары старики, — 
Мироеды-мужики,
Гонят старые старушки — 
Мироедовы женушки.
Одна девка весела:
Она плясать во круг пошла.
Она пляшет, рукой машет:
— Пастух мой, пастушок!
Пастух, миленький дружок!
Ты скотинушку паси,
Ночевать ко мне ходи!
Пастух ночку ночевал — 
Серу овцу потерял,
Он другую ночевал — 
Коровушку потерял,
Он и третью ночевал — 
Все стадо потерял.
(Тульская губ.)


ЕГОРЬЕВСКИЕ ПЕСНИ

Поют ребята от 5 до 10 лет, ходящие с иконой:

Мы вокруг поля ходили.
Мы Егорья окликали.
Мы Макарья величали.
Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем.
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышко,
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.


Батюшка Егорий,
Макарий преподобный!
Спаси нашу скотину.
Спаси и сохрани
В поле и за полем,
В лесе и за лесом,
За крутыми берегами,
За быстрыми реками!
Волку, медведю — 
Пень да колода;
Матушке скотинке — 
Чистая дорожка,
Травка-муравка,
Зелененький лужок.
Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок:
Телка, телися,
Овечка, ягнися,
Свинушка, поросися,
Хозяюшка, добрися.
Богу на свечку,
Нам по яичку;
Двоим, троим,
Давно стоим,
Дожидаем!


Хозяйка дает ребятам по яйцу, они поют:


Благодарю тебя, хозяин с хозяюшкой, 

На добром слове, на хорошем подаянье! 
Дай тебе господи побольше пожить, 
Да побольше нажить:
Сто коров, девяносто быков, 
Тридцать куриц, двадцать петухов.

Если же хозяйка ничего не дает, то ребята поют:


Повернись твой дом кверху дном!

Первая беда — лошадь со двора,
Вторая беда — корова со двора,
Ваша скотинка заблудися!
Волк сожрет, и медведь обдерет!
***
Мы ранёшенько вставали,
Белы лица умывали,
Полотенцем утирали,
В поле ходили,
Кресты становили.
Кресты становили,
Егорья вопили:
«Батюшка Егорий,
Макарий, батька храбрый,
Спаси нашу скотинку,
Всю животинку,
В поле и за полем,
В лесе и за лесом.
Волку, медведю,
Всякому зверю — 
Пень да колода,
На раменье дорога.
Тетушка Анфисья,
Скорее пробудися,
В кичку нарядися,
Пониже окрутися!
Подай нам по яичку,
Подай по другому!
Перво яичко — 
Егорию на свечку,
Другое яичко —
Нам за труды
За егорьевские».
Мы ходили, хлопотали,
Трое лапти изодрали,
В кучку поклали,
В бочаг покидали,
Чтобы наши не узнали,
Чтобы нас не заругали!

Дальше следовало подаяние. Если подавали хорошо, то, значит, ребята благодарили:

Спасибо тебе, тётка,
На хорошем подаянье!
Дай тебе бог
Подольше пожить,
Подольше пожить
Да побольше нажить –
Денег мешок,
Да белья коробок,
Двадцать телушек,
Все годовушек,
Десять быков,
Все годовиков, все полуторвиков!

А если не подавали ребятишкам, то берегись – пели:

Не спасибо тебе, тётка,
На плохом подаянье!
Дай тебе бог
Подольше пожить
Да побольше нажить –
Вшей да мышей,
Тараканов из ушей!

Комментариев нет :

Отправить комментарий