Первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели.
В ряде мест к Красной горке старались подогнать, свадьбы, день этот считался счастливым для вступающих в брак.

"Слово: Красная Горка известно по всей России и знаменует в общем своём значении весну с ея Пасхой красною, с весною красною, то-есть красивою, весёлою, оживлённою благоприятным воздухом, водами получившими свободу и сбросившими ледяные оковы. Можно также производить значение Красной Горки от мест сельских гуляний во время Св. Пасхи, когда обыкновенно разливаются реки от снегов и заливают низменности, причём остаются только одне возвышенныя места, гористыя или горки, где о Пасхе обыкновенно устраивают гулянья. В Смоленской губ. Красная Горка называется Толпищем и напоминает славянское Стадо. В одних краях Красною Горкою называется гуляние на Св. неделе, в других - Юрьев день; но везде, Красною Горкою называется весеннее время удобное для свадеб; от Фомина понедельника до Георгиева или Юрьева дня, как время половодия, время свободы, время в которое земледельческий труд не начинался, а только к нему приступают. Обыкновенно в это время молодёжь вся в сборе, никто не уходил на заработки, на сторону из числа тех, кто занимается промыслами иди работами фабричными, плотницкими или речными; между тем каждый крестьянин-семьянин желает иметь работницу в доме - и если имеет не женатого сына, то старается в это свободное время окрутить молодца."

В Калужской губернии в старые времена это воскресенье было отведено для встречи весны. «Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесту, ставится на горке; кругом его собираются женщины и мужчины. После песен садятся вокруг горки, угощают друг друга яичницами. Вечером сжигают чучело с песнями и плясками.
«Красная горка считается девичьим праздником, и, так как в этот день происходят свадьбы и идет усиленное сватовство,
то на игры являются обыкновенно все девушки до единой (конечно, в лучших нарядах, потому что в этот день происходил выбор женихами невест). Считается даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую уродину; а девушка или совсем
не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего
мужичонку-замухрышку.»
Начинались хороводы, пляски с «наборных» песен:
Как на улице дождик накрапывает,
Хоровод красных девок прибывает.
Ох вы, девушки, поиграйте!
Уж как вы, холостые, не глядите:
Вам гляденьицем девушек не взяти,
Уж как взять ли, не взять ли по любви,
Что по батюшкину повеленью,
Что по матушкину благословенью.
***
По саду, по садику
Два мальца ходят,
Они ходят-гуляют.
И девок выбирают:
«Распожалуйте, девчата,
С нами погулять!»
***
Не шелковая травинка
Окол пенья вьется,
Красавица девушка
дружка не дождется.
я ждала два месяца,
Подожду денечек:
Не воротится ль назад
Миленький дружочек?
Встретила, заметила
Своего любезного:
«Ты пожалуй, молодец,
В нашу круговую,
Выбирай-ка, удалой,
Девицу любую».
До позднего вечера звучали песни и водились хороводы.
«Сведи, маменька, в хоровод гулять,
В хоровод гулять, невест выбирать».
«Выбирай-кося, добрый молодец,
Самолучшую дочь дворяночку.
Дочь дворяночка выходила к нам,
Выходила к нам, говорила нам:
«Добрый молодец, не жена тебе,
Твоему дому не хозяюшка,
Белым рученькам не заменушка.
«Сведи, маменька, в хоровод гулять,
В хоровод гулять, невест выбирать».
«Выбирай-кося, добрый молодец,
Самолучшую дочь мещаночку.»
Дочь мещаночка выходила к нам,
Выходила к нам, говорила нам:
«Добрый молодец, не жена тебе,
Твоему дому не хозяюшка,
Белым рученькам не заменушка».
«Сведи, маменька, в хоровод гулять,
В хоровод гулять, невест выбирать».
«Выбирай-кося, добрый молодец,
Самолучшую дочь крестьяночку."
Дочь крестьяночка выходила к нам,
Выходила к нам, говорила нам:
«Добрый молодец, я жена тебе,
Твоему дому я хозяюшка,
Белым рученькам заменушка».
«Родна маменька, я женат хожу,
Я женат хожу, с женой гуляю,
Где ни сойдемся, там обнимемся,
Где ни встретимся — поцелуемся."
***
У ворот трава притолочена,
Я у батюшки запоручена,
Запоручена я за крестьянина.
Уж как мне быт, младой, не хотелося,
Моему сердцу не раделося:
Ведь крестьянин-то он орать станет,
А мне, молодой, да боронить велит.
У ворот трава притолочена,
Я у батюшки запоручена,
Запоручена я за поповича.
Уж как мне, младой, не хотелося,
Моему сердцу не раделося:
Попович-то да он писать станет,
А мне, младой, огонь светить.
У ворот трава притолочена,
Я у батюшки запоручена,
Запоручена я за гудочника.
Уж как мне, младой, захотелося,
Моему сердцу зараделося:
Как гудочник-то станет в гудок играть,
А как я, млада, буду песни петь.
***
Красная горка в Северном Поволжье называлась «кликушным воскресеньем, так как в этот день односельчане ходила к домам молодоженов – «окликали молодых», которые за пение выносила по яйцу и по стопочке.
Позволь нам хозяин,
Позволь, господин,
Нам вдоль улицы пройти,
Дом хозяина найти,
Позволь на стуленечку ступить
На другую переступить,
За колечко побренчать
Молодых повеличать!
Уж вы дайте знать,
Молодых-то как назвать?
Выходи-ка, молодая,
На парадное крыльцо,
Выноси-ка, молодая,
Нам по пряничку,
По стаканчику пивца,
На закуску пирога.
(Костромская губ.)
***
Вьюница-молодица!
Выходи на крыльцо,
Выноси красное яйцо!
А не вынесешь яйцо,
Разломаем все крыльцо!
(Ярославская губ.)
Нижегородские окликальщики исполняли вьюнишные песни молодоженам накануне Красной горки, в пасхальную субботу. Их вьюнишники отличались большими размерами (до 150—180 строк), особым колоритом, яркой поэтической самволикой и отчетливым ритуальным смыслом. Не приводя самых длинных вьюнишных окликаний, дадим в качестве примера два текста, где содержатся в сжатом виде основные мотивы вьюнишников:
На горе было горе,
У Ивана на дворе.
Вьюнец-молодец,
Вьюница, эй, молодая!
Вырастало деревце
Да кипарисовое.
Как во этом деревце
Да три угодьица
По вершине деревца
Да соловей песни поет,
Посередь-то деревца
да пчелы яры гнезда вьют.
По корень-то деревца
Да тут беседушка стоит,
Во беседушке сидит
Да удалой-от молодец,
Молодой-от молодец
Да Иванушка господин.
Иванушка господин
Да с молодой своей женой,
С молодой своей женой
Да с Прасковьей молодой.
***
У Василия во дворе
Вырастало деревцо,
Вьюница молодая!
Вырастало деревцо
Кипаристо-высоко,
Кипаристо-высоко,
Оно листьем широко,
Оно листьем широко,
Златоверховато.
Что во этом деревце
Три угодья хороши:
Во комли-то деревца
Кровать нова тесова,
Кровать нова тесова,
Перинушка пухова,
Перинушка пухова,
Подушечка парчева.
На перине пуховой,
На подушке парчевой,
На подушке парчевой
Спит вьюнец-молодец,
Спит вьюнец-молодец
Со вьюницей со своей,
Со вьюницей со своей
Со Прасковьей госпожой.
Ты поди-тка буди
Свою молоду жену,
Прасковью госпожу,
Дочь Ивановну!
«Отвыкай, отвыкай Своеё стороны
Своеё стороны
Свово батюшки,
Свово батюшки,
Своей матушки!
Привьткай, привыкай
Ко моей стороне,
Ко моей стороне,
К моему батюшке,
К мому батюшке,
К моей матушке!»
«Я ко свекру привыкала,
Я рубашечки шивала,
Я к свекрови привыкала,
Я кросенца дотыкала,
А к деверьям привыкала,
Воды на руки давала,
Я к золовкам привыкала,
Русы косы плела,
Я ткала, я пряла,
Я шелком шила,
Я шелком шила
И по золоту ходила!»
Отпирай, отпирай
Все окованы концы!
Вынимай, вынимай
Все парчовы кошели,
Все парчовы кошели,
Все кошелочки,
Все кошелочки,
Все мошоночки!
Оделяй, оделяй
Нас певцов-молодцов!
Нас певцов-молодцов
Хоть по денежке,
Хоть по денежке,
По копеечке,
Либо по склянице вина,
Либо пива ендова!
Покатися, яйцо,
С высокого терему!
С высокого терему,
Не сшибися с шолому!
Комментариев нет :
Отправить комментарий