Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Страстная неделя. Великий, "чистый" четверг.




Последняя неделя великого поста называется «страстной».
Страстная среда — обливают скотину снеговой водой.
Четверг на страстной неделе – «великий четверг» - сосредоточил вокруг себя огромное число поверий, примет, действий, представлений.
  Великий четверг называют также «чистым четвергом»

Какова погода в чистый четверток, такова и в Вознесенье.

В великий четверг мороз,  так и под кустом овёс.

   В течение всей этой недели крестьяне  не покладают рук, чтобы соскоблить, вымыть и вычистить обычную грязь трудовой обстановки бедных людей и привести свои убогие жилища в чистенький и, по возможности, нарядный вид.
   Мужики с первых же дней страстной недели заготовляют хлеба и корму для скотины на всю светлую седмицу, чтобы в праздник не приходилось хлопотать и чтобы все было под рукою.
 А бабы и девушки хлопочут в избах:
 белят печи, моют лавки, скоблят столы, вытирают мокрыми тряпками запыленные стены, обметают паутину. Разгар бабьих работ  выпадает на «чистый» четверг, который признается не просто днем страстной недели, а каким-то особенным угодником божьим, покровительствующим чистоте и опрятности. В этот день, по народному убеждению, даже «ворона своих воронят в луже моет». На этом же основании и бабы считают своим долгом мыть ребят, а иногда и поросят, а также чистить избы. «Если в «чистый» четверг вымоешь,— говорят они,— весь год чистота в избе водиться будет». 
  Кроме всеобщего мытья крестьяне стараются приурочить к «чистому» четвергу и убой скота и свиней, предназначенных для праздничного стола (на пасху) и для заготовления впрок. Это делается на том же основании, как и мытье избы: угодник божий, «чистый» четверг, сохраняет мясо от порчи; в особенности, если к нему обратиться со следующей короткой молитвой: «Чистый» четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй на долгое время!»
  Покончив с убранством избы, бабы приступают обыкновенно к стряпне.

   В великий четверг (рано утром) «большуха» (старшая в семье женщина )  идет на колодезь и, принеся воду, опускает в нее серебрушку (монету). Этой водой все умываются. Девушки берут воду и бегут в хмельник «до вороны» (то есть пока она не закаркала) и умываются тут, приговаривая: «Как хмель любят добрые люди, так бы и меня любили» Соприкосновение с водой должно было принести здоровье и силу на всю сельскую работу.          
   Во многих случаях обычай омовения сопровождается довольно сложною обстановкою.     Глухою ночью, далеко до света, чтобы ворон не успел выкупать своих птенцов, идут бабы на речку (вода для обряда должна быть непременно проточная) с ведрами и кувшинами. Черпают воду на восходе солнца и перед домом сначала обливаются сами, а потом будят мужа и взрослых детей, заставляя их также обливаться с головы (маленьких детей моют в гретой воде).
   Моются в бане до восхождения солнца, говоря, что и ворон перед этим днем купает детей своих.  Всходя на полок, приговаривают: «Хрещеный на полок, нехрещеный с полка». Выходя из бани, оставляют на полке ведро воды и веник для «хозяина» (банника) и, перекрестившись, произносят: «Тебе на стоянье, а нам на здоровье!» (Смоленская губ.).


   В великий четверг девушки ходят утром под яблони чесать волосы - чтобы хорошо росла коса (Новгородская губ.)
   Хозяйки еще до выхода за водой, в темноте ночной прядут катушку ниток, ссученных в обратную сторону, и, по совершении омовения, перевязывают этими нитками руки на запястьях, ноги на предплюснах и поясницу как
 
себе, так и каждому из членов семьи - в уверенности, что все, исполнившие обряд, весь год не подвергнутся никакой болезни (носят эти перевязки обыкновенно до тех пор, пока они не изотрутся).
   В этот же день существует обычай  первого пострижения волос у тех малых ребят, у которых они с первого дня рождения еще не стриглись и успели вырасти настолько, что потребовались ножницы;  подстригают у овец шерсть на лбу, у кур, коров и лошадей — хвосты. Делается это в той уверенности, что от подобных пострижек у овцы будет руно длиннее и гуще, лошади не станут скакать через изгороди и портить колья, а у коров не потеряется молоко и что, сверх того, сами животные не потеряются в лесных чащах, не заблудятся, не завязнут так, чтобы даться легкой добычей медведю или волку и тому подобное.
   Из описания таких домашних невзгод в некоторых лесных местах, особенно там, где еще не обзаводятся пастухами, добрые хозяева даже гадают о судьбе своей скотины, для чего  до восхода солнца примечают: если скотина лежит головой, обращенной на закат, то это добрый знак, и такая животина благополучно прогуляет все лето; та же, которая стоит или лежит головой к воротам,- не надежна для дома и может пропасть. Чтобы этого не случилось, малым ребятам велят с колокольцами в руках три раза обегать во все лопатки кругом двора с криком: «Около двора железный тын». А бегать надо так, чтобы не упасть, ни с кем не столкнуться и не поскользнуться. В глухой Новгородчине это гаданье обставляется несколько иначе: бабы открывают печную трубу и, набравши в подол овса, взбираются на крышу и кричат в трубу: «Коровы-то дома?» Кто-нибудь из семейных подает им из избы успокоительный ответ, и бабы «уговаривают»: «Так-то вот, коровушки, в лесу не спите, домой ходите!»  или  на Пинежье, в великий четверг, хозяйка открывала трубу и кричала: «Пар божья скотинка, коровушка Пестронюшка, в чистом поле - обед, дома - ночлег. Не ночуй на бору ходи ко двору!» Костромичи с той же целью разыгрывали сценку-диалог: один из домочадцев забирался на печь, другой на чердак к трубе. «С печи кричат в трубу: «Дома ли телёнки?» С чердака отвечают: «Дома, дома!» - «Дома ли лошадушки?» - «Дома, дома!». И так перебирается вся скотина».
   Затем, уйдя на двор, скармливают овес скотине, Так ведется еще в Белозерских и Череповецких местах. А в прославленной Уломе в тех же видах сбережения скотины прикармливают домового, для чего выпрядут нитку в левую сторону, обведут ею кругом двора три раза, спутают ноги цыпленка также три раза и обнесут его кругом стола с приговором «Чужой домовой, ступай домой, а свой домовой, за скотиной ходи, скотину паси!»
   Еще в конце прошлого века в Вятской губернии происходило следующее: «в великий четверг до восхода солнца хозяйка дома нагая, бежит со старым горшком в руке на огород и опрокидывает горшок на кол; горшок остается опрокинутым на колу в течение всего лета - он предохраняет кур от хищной птицы».
  Чтобы куры не теряли яиц, а неслись бы на своем дворе, кормят их зерном, насыпанным в обруче, а чтобы ястреб не таскал кур и цыплят, эту хищную и злобную птицу устрашают крынкой с выбитым дном, оставляя ее на огороде, к изгородям которого, по возможности ко всем кольям, привязывают сверх того нитки, и конечно, до восхода солнца, чтобы никто не видал, не сглазил и, таким образом, не утратили бы своей силы и могущества все эти заботы и хлопоты, заговорные слова, шепоты и действия. А чтобы заговорное слово было крепко, ходят в лес (также до солнечного восхода) за вересом или можжевельником, в который в лесных местах верят повсюду. Могуществом своим можжевельник уступает лишь сору из муравьиной кучи, а чудодейственная сила его зависит от умения им пользоваться и доставать его. Прежде всего войти в лес надо с молитвой: «Царь лесной и царица лесная, дайте мне на доброе здоровье, на плод и род!», затем надо идти, не умывшись, не помолившись, и соблюдать строжайшую тайну, чтобы никто не приметил. дома же принесенное надо разбросать по двору и хлевам, и только в таком случае не постигнет семью никакая напасть и не стрясется никакой беды над скотиной.  Впрочем, в некоторых местах  даже этих мер считается мало, и, для окончательного успокоения и уверенности, соблюдается еще до сих пор такой прием: принесенный из лесу верес ранним же утром, до восхода солнца, зажигают на сковороде или жестяном листе посредине избы, на полу, и все члены семьи скачут через этот огонь, запасаясь на весь год здоровьем и окуриваясь от дьявольщины, которая в этот день в особенности хлопотлива и проказлива
  Специфическим обычаем великого четверга было приготовление так называемой «четверговой» соли.

   Домохозяйки во время топки печей пережигают соль, иногда с квасной гущей.  Эту соль дают скоту во время болезней; кладут ее в пойло или в корм едят и люди во время болезней. Крестьяне объясняли, что такая соль оказывалась очищена от скверны, т. е. от прикосновения руки Иуды-предателя, поэтому она обладала целебными свойствами и хранилась в течение года как лечебное средство для людей и для скота.


   В некоторых районах домохозяева имитировали работу в поле для того, чтобы  не брала усталость в течение лета в работе: хозяйка берет косу и делает вид, что косит; потом серп - и жнёт; потом молотило - и молотит (все это в избе, конечно).
   Домохозяин, до восхода солнца, трясет сохой, чтобы хлеб лучше родился.
К великому четвергу был приурочен еще один обычай — «заклинание мороза».
Домохозяйки варят овсяный кисель, с которым выходят на улицу (берут или весь кисель, или только одну ложку этого киселя) и говорят: «Мороз, мороз, не побей наш овес, но приходи кисель есть!» Этот кисель большею частью сберегают до первого дня пасхи, в который разговляются им прежде пасхи и кулича.

А потом хозяин выносил остатки киселя на улицу или раскрывал окно и говорил: «Мороз, мороз, поди к нам кисель с молоком хлебать, чтоб тебе наше жито и поле оберегать градом не бить, червем не точить и всему бы в поле целу быть».
  Хозяин или хозяйка выплескивают через порог на улицу ложку киселя и произносят одну из следующих закличек:
Мороз, мороз,
Ступай к нам кисель есть!
Не бей рожь и житарь,
А на посконь воля твоя!
***
Мороз, мороз,
Не бей наш овес, нашу рожь!
Вей дуб, да клен, да бабий лен,
Д а конопли, как хочешь, колоти!
***
Мороз, мороз,
Иди кисель есть!
Не бей наш овес, нашу рожь,
А бей быльник да крапивник!

После произнесения заклички вся семья съедает кисель. В некоторых местах мороз заклинают не с киселем, а с похлебкой или со щами. Действие остается неизменным, меняется только соответственно текст:


Мороз, мороз, иди к нам обедать,
А опосля не морозь нас!
Не губи наш овес,
А наши конопли,
Как хочешь, колоти
    
   «С киселем на овин» ходят ребята «зверей кликать».  Они забирают в овин блюдо с овсяным киселем, садятся там на соломе и начинают созывать всех зверей: «Волки, медведи, лисицы, куницы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть!» Какой-нибудь парень надевает вывороченную шубу и приползает в овин на четвереньках, изображая медведя и пугая детей. Кисели дети съедают в овине после кликанья.
  Ритуальные обходы дворов могли совершаться и по- другому:  на рубеже ХIХ - ХХ столетий в глухих костромских деревнях девушка до солнца садилась на помело, распускала волосы и в одной рубахе, без пояса, объезжала дом с постройками .Подъехав к окну, обращалась к матери:
«Тетка Анна, скотина дома? » — «Дома!» Благословляла. И так три раза. Это чтобы скотина была здорова и от дому не отказывалась.
   На Тавде (Западная Сибирь) в великий четверг хозяин отправлялся в лес, «вырубал в пне небольшое углубление и собирал туда муравьев, говоря при этом: «Как эти муравьи плодятся, так бы у меня, раба божия (имя), плодились овечки: беленькие, черненькие и пегенькие. Ключ и замок словам моим. Аминь».


  Если в избе развелось много тараканов, то баба берет помело и клюку между ног и в одной рубахе объезжает три раза свой дом, приговаривая «Гребу и мету лишних тараканов и посылаю их за богатством».
  
   На кочергу садится хозяин и объезжает трижды вокруг избы и поля. При этом он говорит: «Крот, крот, не ходи в мой огород, в день чистого четверга тебе в ... кочерга»
  Для предохранения скотины использовались и другие магические действия. Ходят в лес кричать, для того, чтобы не было хищных зверей. Кричат: «Волки, медведи — из слуха вон! Зайцы, лисы — к нам в огород!» При этом стучат в сковороды звонят в коровьи колокольчики и тому подобное.


   Хозяин брал четыре небольших куска мяса и шел на «росстань» (перекресток), там раскладывал мясо по дорогам на четыре стороны, сам становился в центр лицом на восток, кланялся и три раза произносил: «Черные лютые звери, серые волки, принес я вам питание-еду, не надейтесь больше на меня»
   Через дымящийся верес прогоняли скот и сами проходили.
   В самых разных местах принято было собирать можжевельник и окуривать им внутренние помещения, огород, вымя коровам и козам, бочки для огурцов и капусты. Иногда через дымящийся верее (можжевельник) прогоняли скотину и перешагивали сами это считалось очень действенным средством против болезней и нечисти. Скотину еще и стегали вересом, чтобы не лягалась.
Пятница на страстной неделе.
Если на страстную пятницу пасмурно,
то хлеб будет с бурьяном.
Если под страстную пятницу заряно, пшеница будет зернистая.
Суббота на страстной неделе — великая, красильная. В страстную субботу красят яйца.


Страницы из книги : Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.
Собр. М. Забылиным. Москва 1880. Издание книготорговца М.Березина.

Собр. М. Забылинымъ, Москва 1880.
krainov1.blogspot.com


Комментариев нет :

Отправить комментарий