Из 49-ти дней великого поста в русском земледельческом календаре оказались выделенными не более десяти. Одной из самых значительных вех была, ночь со среды на четверг в середине великого поста, когда " пост ломается пополам". Предки наши верили, что перелом этот проходит так осязательно, что можно его услышать ровно в полночь.
Четвёртая - серединная - неделя поста называлась "средокрестной" или "крестопоклонной".В среду на этой неделе во всех крестьянских домах пекли специальное печенье в виде креста, а так же " наподобии разных земледельческих орудий, например, в виде сохи, косы, бороны". В кресты, которые пеклись по числу членов семьи, хозяйка закладывала : куриное перышко - "чтоб куры велись" или ржаное зерно - " чтоб хлеб уродился", или даже человеческий волос - "чтобы голове было легче". Кому попадался крест с каким-либо из этих предметов, тот считался счастливым.
Средокрестное печенье хранили до первого весеннего выезда в поле, с ними начинали засевать свои поля и огороды.
Кое-где кресты использовались для гадания, тогда в них запекали уголь, монетку и пр. и по доставшемуся печенью( по начинке) судили о предстоящих событиях, изменениях в жизни, об урожае и т.д.. Так, уголёк сулил печаль, зерно - хороший урожай, лучина - гроб, чаинка - нечаянную жизнь, кусочек кирпича - плохое житьё, овсяное зёрнышко - благополучие, монетка - богатство.
В среду ребятишки ходили по деревне поздравлять всех с окончанием первой половины поста, пели( выкрикивали ) специальные песни и получали за это угощение - те же "кресты", пироги.
Средокрестное печенье хранили до первого весеннего выезда в поле, с ними начинали засевать свои поля и огороды.
Кое-где кресты использовались для гадания, тогда в них запекали уголь, монетку и пр. и по доставшемуся печенью( по начинке) судили о предстоящих событиях, изменениях в жизни, об урожае и т.д.. Так, уголёк сулил печаль, зерно - хороший урожай, лучина - гроб, чаинка - нечаянную жизнь, кусочек кирпича - плохое житьё, овсяное зёрнышко - благополучие, монетка - богатство.
В среду ребятишки ходили по деревне поздравлять всех с окончанием первой половины поста, пели( выкрикивали ) специальные песни и получали за это угощение - те же "кресты", пироги.
Кресты-пророки,
Побежали по дороге,
Увидали Христа,
Заиграли в три листа!
Хрен да редька обломились,
Под гору покатились!
Хозяин с хозяйкой выходите,
По крестику выносите!
(Костромская губ.)
----------
Половина говенья переломилася,
А другая под овраг покатилася.
Подавайте "крест",подавайте другой,
Обмывайте водой!
----------
Тётушка-лебёдушка,
Поветь-то упала,
Коров-то задавила,
Кадка молока опрокинулась,
Христов-от день пододвинулся
Подавайте крест,
Поливайте хвост!
(Нижегородская губ.)
--------------
Тётушка Анна,
Тётушка Анна,
Садись на окошко,
В осиново лукошко,
Чем хошь поливай,
Только крест подавай!
Кто не даст креста -
Упадёт изба!
(Нижегородская губ.)
Известен и такой оригинальный обычай: ребятишек-поздравителей сажают, "как цыплят, под большую корзину, откуда они тоненькими голосами поют: " Здравствуй, хозяин - красное солнышко, здравствуй, хозябшка - светлый месяц, здравствуйте, дети - яркие звёздочки!...Половина говенья переломилась, а другая наклонилась!"
Простодушных ребят поздравителей принято было обливать при этом водой, а затем, как бы в награду за перенесённый испуг, им дают кресты из теста.
Простодушных ребят поздравителей принято было обливать при этом водой, а затем, как бы в награду за перенесённый испуг, им дают кресты из теста.
Крестики, крестики,
Жавороночки,
Крест подают
И водой обдают!
Половина-то говина
Перевалится,
Кадка с молоком
Перекатится!
----------
Кресты-богомолы
Побежали по дороге.
Овёс толкчи!
Блины пекчи, овсянички!
Половина говина треснет,
Подай нам крести!
Подай, не ломай
Разовесь каравай!
Хрен да редька переводится,
Кадка с молоком катаестся
Белой сахар рассыпается.
-----
Читайте также : Великий пост
Комментариев нет :
Отправить комментарий