Кончают сев хлебов, сеют лен и коноплю.
Сеян лен у семи Ален.
Хорошо рябина цветет — к урожаю льна.
Важный этап в сельскохозяйственном календаре
, когда заканчивали посев хлебов и начинали сеять лен, коноплю, овес и гречиху, сажать огурцы. Сопровождался магическими обрядами в полях при посеве льна.
По традиции на Константина-огуречника хозяйка, отыскав где-нибудь старый лапоть, ногой волокла его на огород и, бросив на грядку с огурцами, проговорила: «Как густо сей лапоть плелся, так чтобы и огурцы мои плелись».
Девки в этот день волосы не заплетали. Было поверье, что волосы станут длиннее, долгими, светлыми, как лен, ежели их Алена-льносейка тронет.
«Лён с ярью не ладит», а потому деревенский опыт не советует сеять на льнищах ярового хлеба и ничего иного.
Посеешь лен на Олену — будут длинные льны.
Существовало и прямо противоположное мнение: «В день святых Константина и Елены лен нельзя сеять — посеянный в этот день лен закоснеет, то есть не вырастет» (Новгородская губ.).
Кукушка закуковала пора сеять лен.
Кукушка закуковала, рябина зацвела.
На дубе почки почти раскрываются — пора сеять лен.
Особую роль в работах, связанных со льном и коноплей, в том числе в севе, которым занимались преимущественно мужчины, играли женщины. Накануне Олены-льняницы под руководством старух собирались все женщины общины; каждая приносила собой по два яйца. Принесенные яйца испекали в печке и раскладывали в мешки с семенами льна, стараясь, чтобы посторонние этого не видели. На полосе, вспаханной под льны, каждый сеятель сначала подбрасывал яйца вверх, полагая, что "чем выше будут подброшены яйца, тем выше вырастет и лен" , а затем съедал их. Только после этого начинался сев. В Калужской губ. мужчина, отправлявшийся сеять волокнистые культуры, получал по два варенных яйца от каждой женщины своей семьи. На поле он съедал их с приговором: "Пусть уродится лен такой же белый как это яичко" и приступал к посеву семян. Скорлупу от таких яиц обычно сохраняли; старухи толкли и использовали ее в качестве добавки, подсыпаемой в корм курам, считая, что в этом случае они будут лучше нести яйца.
Еще интереснее другой обычай, при помощи которого бабы «обманывают лен». Для этого при посеве льна баба раздевается донага в том расчете, что лен, глядя на ее наготу, сжалится над ней, подумает: «Это баба бедная — у нее даже рубашки на теле нет, надо будет пожалеть ее и получше уродиться».
В день Константина и Елены сеют позднюю пшеницу.
День Константина и Елены кое-где называют также и «овсяником», так как с этого дня сеют овес.
На Тамбовщине — второй посев льна и поздней пшеницы; начало раннего сева гречихи и последний сев проса.
То же для нижегородцев: «Ярицу, лен, гречиху, ячмень и позднюю пшеницу сей с Оленина дня».
Льны Олене, огурцы — Константину.
Если на огурцах много пустоцвета, хозяйка старается найти где-нибудь старый лапоть и, найдя его, приволакивает ногою в свой огород и бросает его в огурцы, приговаривая: «Как густо сей лапоть плелся, так чтобы и огурцы мои плелись».
Если 3 июня дождь с градом, то 3 декабря снег с крупой.
ЗАГАДКИ О ЛЬНЕ
Мал малышокВ сыру землю ушел,
Шапку синюю нашел.
Голову едят, кожу носят, а мясо и собаки не едят.
Из земли вырастаю — весь мир одеваю.
Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали.
В день Олены-льняницы девушки исполняли песни, основной темой которых было сеяние льна; как правило, они звучали в период троицко-семицких праздников (см. Семик, Троица, Духов день). Тексты песен имели магический характер и представляли собой заклинания на рост и урожай льна или конопли:
Посею я, млада, ленку
При дорожке, при толку:
Ты расти, расти, ленок,
Тонок, долог и высок,
В земелюшку корешок,
Что вниз коренист,
А вверх семянист!...
( Псковская губ.)
Под лесом, под лесом,
Под темным, зеленым,
Там наши ребята
Пашеньки пахали
В четыре сошонки,
Пятая боронка,
Шестая простая
И та не гуляла —
Бел лен рассевала,
Приговор приговаривала:
— Расти, мой леночек!
И тонок, и долог,
И бел, как ковыла,
И крепок, что жила...
(Орловская губ.).
***
За лесом, за гаем,
За темным, зеленым,
И-вой ляли-лёли!
Али-лёй ляли-лёли!
( припев поется после каждого двустишия)
За темным, зеленым
Там наши пахали,
А в четыре сохи,
Пятая боронушка,
Пятая боронушка,
Шестая молодушка.
Она лен рассевала,
Приговор держала:
«Зароди, боже, лен, лен,
И тонок, и высок!
Да бумажные перья,
Жемчужное семя!»
(Курская губ.).
***
С-под лесу, лесу,
Жито колосисто.
Наские девки
Добры, голосисты.
По полю ходят,
Весело гуляют.
Лен-ленок сеют,
Зелен расстилают.
«Родись, мой леночек,
Тонок и долог!
Уверх головистый,
А вниз коренистый!»
Стал мой леночек
Зреть и поспевати.
Стала молоденька
Плакать-горевати:
«Кто ж со мной будет
Леночек тягати?»
Свекор говорит:
«А — я за тобою.
А я за тобою,
Снохой молодою».
«Это мне не радость,
Это не веселье.
Брань да хлопоты.
Большие заботы».
Муж мой говорит:
«А я за тобою,
А я за тобою,
Женой молодою!»
«Вот это мне радость,
Вот это веселье».
(Псковская губ.)
***
Под лесом, лесочком.
Под темным, зеленым,
Сеяли, сеяли
Девки лен, лен,
Сеявши, говорили:
«Зародися, мой льнище,
И долог, и тонок!
Золотое коренье,
Серебряно семя!»
Стали горевати:
Не с кем и льну,
И льну брати.
Муж говорит:
«Пойду ж я с тобою,
С молодою женою».
— Какое ж твое бранье—
Весь день целованье!
Комментариев нет :
Отправить комментарий