Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Леонтий-огуречник. 5 июня.


На Леонтия-огуречника садят последние огурцы (Московская губ.).

Массовое появление оводов — к урожаю огурцов.
Во многих местах сеют в этот день коноплю.
Коноплю в поле сей и на рябину гляди — коли цвет в круги, и конопли долги.


В это время посев конопли.


На рябине обильный цвет - быть урожаю конопли.
Коноплю в поле сей и на рябину гляди — коли цвет в круги, и конопли долги.


 Славили в этот день коноплю.
Прежде грубые ткани ткали из конопли — она хранила овощи, зерно от тления, замерзания.Ею укрывали в погребах картофель. Посконный холст - крепче и для здоровья ценен. Конопляным маслом заправляли каши, в него макали хлеб, запивали кваском.
Невеяный хлеб - не голод, а посконная рубаха - не тягота. 

В зерна, приготовленные для посева, кладут пасхальное яйцо «и при посеве этих семян разбрасывают по полю яичную скорлупу, приговаривая: «Роди, боже, конопли белы, як яйцо».


 У кого конопелька, у того двойная копейка.
Кину с блошку, вырастет с лутошку. (Конопля.)
Летом — сосенка, зимой —  коровка. (Конопля.)



Ой, посею конопёлку
Рано-рано-рано, конопёлку.
Не на пахотну земёлку,
Рано-рано-рано, вот земёлку
Уродися, конопёлка,
Рано-рано-рано, конопёлка,
И не низко, не высоко.
Рано-рано-рано, не высоко,
Только листиком широка,
Рано-рано-рано, вот широка.
Листом землю покрывает
Рано-рано-рано, покрывает.
Горносталько подбегает.
Рано-рано-рано, подбегает.
Конопёлко подъедает.
Рано-рано-рано, подъедает.
(Мезень.)

*****

«Конопля, конопля зеленая моя!
Что ж ты, конопля, невесело стоишь?»
— «Ах, как мне, конопле, веселой стоять?
Снизу меня, коноплю, водой подмыло.
Поперек меня, коноплю, бурей сломило.
Сверху коноплю воробьи клюют!»
— «Девка ты, девушка, девушка красная!
Что же ты, девушка, невесело сидишь?»
— «Ах, как мне, девушке, веселенькой быть?
Мой батюшка хочет замуж меня отдать,
А мачеха хочет в черницы постричь!
Мой батюшка пошел бояр собирать,
А мачеха пошла за игуменьею.
Скрипнули ворота растворчатые,
Брехнула собака борзая на цепи,
— Мне чало — батюшка с боярами,
Ажно — моя мачеха с игуменьею».
«Садись, мое дитятко, на золотое стульце,
Расплетай, мое милое, русую косу!»
«Пусти меня, матушка, на Дон погулять,
Белильца, румяна с лица посмывать!»
«Смоешь, мое дитятко, горючей слезой,
Сотрешь, мое милое, пельчатым рукавом!»


День памяти Леонтия, епископа Ростовского (1164). Сведения о его жизни очень кратки и разноречивы. Он проповедовал веру Христову среди детей. За что подвергался истязаниям со стороны неверных. В этот день церковь отмечает обретение его мощей.

Комментариев нет :

Отправить комментарий