Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Акулина-гречишница, задери хвосты. 26 июня.


День памяти святой мученицы Акилины (Акулины). Имя святой угодницы связывалось в сознании крестьян с одной из распространенных в России зерновых культур - гречихой. В день Акулины пучками этого растения, сорванного в полях, украшали в домах иконы. Верующие обращались к святой с мольбами, прося об урожае гречи



Пойдешь лесом — комары взбесят.
Акулина хвосты буренкам крутит,
Акулина — задери хвосты.
Начало лета и появление оводов. Скотина бесится от оводов.
Акулины-базы: коровы от множества мух, комаров и слепней не стоят на месте, бегают из стада, ищут приюта в селениях под навесами, в тени строений, что и называется «бызовать».


Акулина-гречушница — посев гречи в средней и северной России.


Гречиху сеют в ясную, сухую погоду:


Коли пыль на бороне, то и блин на решете.
Солнце землю прокалило – сей гречиху, Акулина! 


В Курской губернии на Акулину не работают, чтобы гречи хороши были. В этот день устраивают мирскую кашу для нищей братии: праздник каш.


Мирская каша для нищей братии.
«В былое время в день св. Акилины на Руси устроялись особого рода угощения, на которых первым блюдом считалась каша, приготовленная обыкновенно из оставшейся от прошедших лет гречи. На эту мирскую кашу приглашались главным образом бедные странники, калеки, которые за это гостеприимство благодарили хозяев... благопожеланиями хорошего урожая гречи.
После угощения по традиции благодарили хозяев: "Спасибо вам, хозяин с хозяюшкой, со малыми детками и со всем честным родом - на хлебе, на соли, на богатой каше! Уроди, Боже, вам, православным, гречи без счету! Без хлеба, да без каши - ни во что труды наши"





Сей гречиху или за неделю до Акулины, или спустя неделю после Акулины
Не верь гречихе в цвету, а верь в закрому.
Акулина — кривые огурцы.
Кто будет сажать огурцы в этот день, пусть не ждет сочных, зеленых (Новгородская губ.).
На Севере России конопле сеют после Окулинина дня.
Начало Петровского поста.

«Как у нас на селе заспорил Лука с Петром, сомутилася вода с песком, у невестки с золовками был бой большой: на том на бою кашу-горюху поранили, киселя-горюна во полон полонили, репу с морковью подкопом взяли, капусту под меч приклонили, а я на бой не поспел, на лавочке просидел. В то время жили мы шесть братьев — все Агафоны, батюшка был Тарас, а матушка — не помню, как звалась; да что до названья? Пусть будет Маланья. Я-то родом был меньшой, да разумом большой. Вот поехали люди землю пахать, а мы шесть братьев руками махать. Люди-то думают: мы пашем да на лошадей руками машем, а мы промеж себя управляемся. А батюшка навязал на кнут зерно гречихи, махнул раз-другой и забросил далеко.


Уродилась у нас гречиха предобрая. Люди вышли в поле жать. А мы в бороздах лежать; до обеда пролежали, после обеда проспали и наставили много хлеба; скирда от скирды, как от Казани до Москвы. Стали молотить — вышла целая горсть гречихи. На другой год батюшка спрашивает: «Сынки мои возлюбленные, где нам нынче гречиху сеять?» Я — брат меньшой, да разумом большой, говорю батюшке: «Посеем на печке, потому что земля-то порожняя; все равно круглый год гуляет!» Посеяли на печке, а изба у нас была большая: на первом венце порог, на другом потолок, окна и двери буравом проверчены Хоть сидеть в избе нельзя, да глядеть гожа.


Батюшка был тогда больно заботлив, рано утром вставал — чуть заря занимается, и все на улицу глядел. Мороз-то и заберись к нам в окно да на печку; вся гречиха позябла. Вот шесть братьев стали горевать: как гречиху с печи собирать? а я —родом хоть меньшой, да разумом большой. «Надобно,— говорю,— гречиху скосить, в омет свозить».— «Где же нам омет метать?» — «Как где? На печном столбе: место порожнее». Сметали большой омет.


Была у нас в дому кошка лыса: почуяла она, что в гречихе крыса, бросилась ловить и прямо-таки о печной столб лбом пришлась; омет упал да в лохань попал. Шесть братьев горевать: как из лохани омет убирать? На ту пору пришла кобыла сера, омет из лохани съела; стала вон из избы бежать, да в дверях и завязла: таково-то с гречихи у ней брюхо расперло! Задние ноги в избе, а передние на улице. Зачала она скакать, избу по улице таскать, а мы сидим да глядим: что-то будет! Вот как брюхо у кобылы-то опало, я сейчас в гриву ей вцепился, верхом на нее ввалился и поехал в кабак!..»


Мать наша — гречневая каша: не перцу чета, не прорвет живота.



Согласно поверью народному, появилась греча на Руси при весьма загадочных обстоятельствах (Тут можно прочитать полную версию этой легенды Крупеничка ).
   Согласно легенде была когда-то Крупеничка (греча) прекрасной царевной, полоненной злыми татарами. Чтобы избежать позора попросила она чародейку обратить её  в маленькое зернышко. Та просьбу выполнила, а зернышко схоронила и, принеся домой, посеяла его в чистом поле. Выросла из того зернышка греча о семидесяти семи зернах, понесли их ветры по всей земле на семьдесят семь полей... С той поры и узнали о гречихе на Святой Руси.

Комментариев нет :

Отправить комментарий