Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Фёдор Стратилат. 21 июня.


Стратилат грозами богат.
Если во время грозы слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья.
Гроза на Федора летнего — плохая уборка сена.
Росы с Федора — к урожаю льна и конопли.

Фёдора Стратилата называют колодезником потому, что в этот день чаще, чем на Лукьяна, колодезники опрокидывают сковороды, чтобы узнать,
где есть водяная жила.Чтобы правильно определить место нахождения подземного родника, следовало накануне дня Федора Стратилата, вечером, на заранее присмотренное место для рытья колодцев, принести "наговоренную" сковороду и оставить ее на ночь. На следующее утро полагалось выйти из дома до восхода солнца и с первыми его лучами поднять сковороду и внимательно осмотреть её. Поверхность, покрытая влагой, означала, что место выбрано правильно и можно, благословясь, приниматься за работу. Если сковорода оказывалась сухой, без признаков воды, то в этом случае делали вывод: водной жилы здесь нет. Вологодские и пермские крестьяне, специализирующиеся на рытье колодцев, считали день Федора Стратилата своим праздником. 


Крестьяне говорили:

 "С Федора Стратилата колодцы рой. Будет вода в них и чиста и пьяна, и от всякого лихого глаза на пользу!" 


Приходит пора прополки. 


Поле полоть — руки колоть, а не полоть,
 так и хлеба не молоть.
Осот да лебеда—для посевов беда.
Сорная трава пшеницу перерастает.
Посеяли злаки, а косим осот да маки.


С Федорова дня пошла навозница — вывозят навоз на паровой клин.


Какова земля, таков и хлеб.
Хлеб на хлеб сеять — ни молотить, ни веять. (О необходимости паров.)
Земля любит навоз, лошадь — овес, а бара — принос.
Возвращай земле долг — будет толк.
Клади навоз в пору, соберешь хлеба гору.
На новь — хлеб сеять, на старь — навоз возить.
Клади навоз густо, не будет в амбаре пусто.
Коню — овес, а земле — навоз.
Без назема-батюшки не жди хлеба от земли-матушки.
Где лишняя навоза колышка, там лишняя хлеба коврижка.
Навоз отвезем, так и хлеб привезем.
Сей да навозь—голодухи не бойсь.
На поле с дерьмом, поле с добром.
Навоз бога обманет.
Добрая земля назем раз путем примет да девять лет помнит.
Поле обмана не любит. Обманешь его один раз,
оно обманет тебя десять раз.
Гнои (навоз) сухие—хлеба дорогие.
В поле свез навоз — с поля хлеба воз.

В средней полосе России навоз вывозили на поля коллективно — всей деревней или группой соседей поочередно каждому хозяину. Вот некоторые примеры.



 Каждый хозяин созывал своих родственников и соседей, прося их о помощи в работе. Собравшись вместе, крестьяне сначала помогали одной семье, затем другой и так далее; очередность работы на полях устанавливалась заранее. В локальных традициях организованный совместными усилиями вывоз навоза на паровые поля носил название "помочи" или "толоки", он мог длиться от одного до нескольких дней. В нем участвовали представители всех половозрастных групп; каждому определялась работа согласно его социовозрастному статусу. На толоку собирались как на праздник, работа сопровождалась веселым молодежным гуляньем с непременным обливанием водой и трапезой, устраиваемой хозяином. В Псковской губ. традиционное угощение на толоках включало кашу из ячневой крупы, заправленную толченной картошкой и постным маслом, сырницу и овсяный кисель - "жур". Кашу по обычаю женщины выкрадывали со стола и уносили в рожь, припевая: 
                   "Ради, Боже, жита, большого, густого, 
                   Чтоб наша хозяйка у стоечку жала, 
                   Серединку ни гбала". 
                       


В поле сплетали венок и украшали им горшок с кашей. По возвращении в деревню хозяева должны были выкупить у женщин это блюдо. 


Во время работы в поле, по дороге в деревню, за столом, в момент чествования хозяев звучали песни, которые называли "толочными". 


                   "Наш барашечка черненький, черненький. 
                   Он на столику копища, копища. 
                   Нам горилочки хочется, хочется. 
                   Мы барашечку мыть будем, мыть будем. 
                   Мы горилочку пить будет, пить будет. 
                   Мы барашечку вымыли, вымыли. 
                   Мы горилочку выпили, выпили". 
                                 
В традиции Псковской губ. среди толочных выделялись песни, в которых припевали молодца к девушке. Обычно их пели на "полевой голос" - одна девушка запевала, а остальные хором протяжно подпевали. 


                   "О, князек молоденький Дмитрий Сергеевич! Ой… 
                   О, ему понравилась Марья Ивановна! Ой…." 
                                 
                   "Князь молоденький Леонид Владимирович! О…. 
                   Ему сударыню - Лиду Михайловну! О…" 
                                 

В навознице принимала участие вся семья, за исключением маленьких детей и глубоких стариков, на «помочи» являлись со своей лошадью и специальной телегой. Мужчины грузили навоз на телеги, дети с 6—7-летнего возраста были повозчиками, женщины и молодежь сваливали навоз с телег и равномерно распределяли его по полю, пожилые готовили на всех обед, который должен был непременно состоять из 12 блюд, чтобы каждый месяц был сытый.


Работа эта воспринималась как праздник. Нередко лошадей убирали в лучшую сбрую, привешивали бубенчики; работа сопровождалась песнями, плясками, шутками, а заканчивалась обильным угощением. «Хотя толокою производится работа тяжелая и не особенно приятная, но между тем толока — частый праздник для всех участников, в особенности для ребят и молодежи». В Вятском округе на последнем возу «садятся поверх навоза бабы, одетые мужиками, с усами, подрисованными углем, или физиономией, намазанной сажей; лошадь украшают лоскутками, пучочками соломы; едут с песнями, с гармошкой». В Тверской губ. «с последней телегой тихонько от мужчин женщины брали плохую одежду, набивали соломой и делали два чучела — мужика и бабу. Эти чучела сажали на лошадь и с последней порожней телегой везли в деревню. Пели, плясали. Мужики встречали с вилами, потом чучела бросали, садились за стол».


Ай, спасибо хозяину
За мягкие пирожки!
Ой лели, ой что лели,
За мягкие пирожки!
Ай, спасибо тому,
Кто хозяин в дому!
Ой лели, ой что лели.
Ой что лелеюшки мои!


В русских селах Латгалии «хозяин дома, где должна быть толока, заранее договаривался с односельчанами, готовил угощение: варил кашу из ячменя — панцак, пиво (или солодуху), резал мясного барана. Положено было три раза покормить толочан. Вывозили навоз на лошадях. Обязанности толочан были четко распределены. Парни, которые копали навоз, назывались «копцы». Девушки постарше и молодицы, которые разбивали навоз, назывались «разбойницы». Девчатки и парнишки поменьше — повозниками: они возили навоз.


По окончании толоки пили пиво, закусывали. Начиналось всеобщее веселье, звучали песни. В Даугавпилсском районе вспоминают, что на толоках все обливались водой из ведер, а некоторых затаскивали в лужи и пруды. Даже в избах старались все облить.


Плывет уточка по морю,
По самому по дну,
Сгулялись мы с забавой
В навозну толоку.
На лодочке катался
По Ваньковской по реки.
Прилюбилася девчонка
С навозной толоки»

Комментариев нет :

Отправить комментарий