Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Никита-гусятник. 10 мая.


Тихий день — ждут хорошего урожая.


Святой Никита считается покровителем и стражем гусей. В народе его называют Гусятником за то, что охраняет гусей, особенно маленьких,

 от ястребов, орлов и других хищных птиц. В мифах разных народов мира
гусь представлен как птица хаоса и в то же время, как творец вселенной, снёсший золотое яйцо – солнце.В мифах разных народов мира гусь представлен как птица хаоса и в то же время, как творец вселенной, снёсший золотое яйцо – солнце.



Гоготун в египетской мифологии.
В некоторых языках слова обозначающие солнце и гуся очень похожи.
В Китае гусь связан с небом и в то же время является талисманом, помогающим сохранить любовь в браке между супругами.
Гусь является нередко и воплощением святого духа и ездовой птицей для ведуний.
По поверьям некоторых народов, «Гусиный дух» ведает судьбой.
Гусю приписывается бдительность и предусмотрительность. Всем из истории известно, что именно гуси спасли Рим, предупредив своим криком его жителей об опасности.



«Жил-был бедный мужик; детей много, а добра — всего один гусь. Долго берег он этого гуся, да голод не тетка: до того дошло, что есть нечего; вот мужик и зарезал гуся; зарезал, зажарил и на стол поставил. Все бы хорошо, да хлеба нет, а соли не бывало. Говорит хозяин своей жене: «Как станем мы есть без хлеба, без соли? Лучше я отнесу гуся-то к барину на поклон да попрошу у него хлеба».— «Ну что ж, с богом!» Приходит к барину: «Принес вашей милости гуська на поклон; чем богат, тем и рад. Не побрезгуй, родимый!»— «Спасибо, мужичок, спасибо! Раздели же ты гуся промеж нас без обиды!» А у того барина была жена, да два сына, да две дочери — всего было шестеро. Подали мужику нож; стал он кроить, гуся делить. Отрезал голову и дает барину: «Ты,— говорит,— всему в доме голова, так тебе голова и следует». Отрезал гузку, дает барыне: «Тебе дома сидеть, за домом смотреть; вот тебе гузка!» Отрезал ноги, дает сыновьям: «А вам по ножке, топтать отцовские дорожки!» Дочерям дал по крылышку: «Вам с отцом, с матерью недолго жить; вырастете — прочь улетите. А я,—говорит,—мужик глуп, мне глодать хлуп!» Так всего гуся и выгадал себе. Барин засмеялся, напоил мужика вином, наградил хлебом и отпустил домой.
Услыхал про то богатый мужик, позавидовал бедному, взял — зажарил целых пять гусей и понес к барину. «Что тебе, мужичок?» — спрашивает барин. «Да вот принес вашей милости на поклон пять гуськов».— «Спасибо, братец! Ну-ка раздели промеж нас без обиды». Мужик и так и сяк; нет, не разделишь поровну! Стоит да в затылке почесывает. Послал барин за бедным мужиком, велел ему делить. Тот взял одного гуся, отдал барину с барыней и говорит: «Вот вы теперь, сударь, сам-третей!» Отдал другого гуся двум сыновьям, а третьего—двум дочерям: «И вы теперь сам-третей!» Остальную пару гусей взял себе: «Вот и я сам-третей!» Барин говорит: «Вот молодец, так молодец! Сумел всем поровну разделить и себя не забыл». Тут наградил он бедного мужика своею казною, а богатого выгнал вон».


*****

Купил мужик гуся к празднику и повесил в сенях. Проведали про то двое солдат; один взобрался на крышу гуся добывать, а другой вошел в избу. «Здорово, хозяин!» — «Здорово, служба!» — «Благослови колядовать!» — «Колядуй, добрый человек!» Солдат начал:
А в лесе, в лесе
Солдат на стреси;
Стреху продрал,
Гуся забрал.
Святой вечер!
А хозяину и невдогад, что солдат прямо в глаза ему смеется. «Спасибо тебе, служивый! Я,— говорит,— такой коляды отроду не слыхивал».—«Ничего, хозяин, завтра сам ее увидишь». Наутро полезла хозяйка за гусем, а гусем и не пахнет давно!





ЗАГАДКИ О ГУСЕ


Белые хоромы, красны подпоры.
Белый, как снег, надутый, как мех.
Лопатами ходит, а рогами ест.
Красные лапки, длинная шея, щиплет за пятки, беги без оглядки.
В воде купался, сухим остался.


Летом игра «Волк и гуси» была одной из самых любимых детских забав. Вот два варианта такой игры.


I. Из играющих выбирают хозяйку и волка. Остальные — гуси. «Хозяйка сзывает гусей: «Гуси-лебеди, домой!» Гуси кричат: «Боимся!» — «Чего?» — «Волк под горой!» — «Что он там делает?» — «Сереньких, беленьких щиплет!» Хозяйка кричит: «Домой!» Гуси бегут, их ловит волк. Оставшихся непойманными гусей хозяйка опять отправляет в поле, и игра продолжается до тех пор, пока волк не переловит всех гусей» (Смоленщина.).


II. Двое играющих изображают волков, остальные — гуси становятся в круг. На середину круга выходят волки. Гуси поют:
— Гуси, мои гуси, га-га-га-га!
А где, гуси, были? Га-га-га-га!
— А мы были в поле, га-га-га-га!
На синем на море. Га-га-га-га!
— Кого, гуси, видели? Га-га-га-га!
— А серого волка, га-га-га-га!
Унес волк гусенка. Га-га-га-га!
Вместо поросенка, га-га-га-га!
За ручку, за ножку, га-га-га-га!
За бел рукавочек! Га-га-га-га!
После слов «За бел рукавочек» волки вытаскивают гусей из круга. Когда остается один гусь, он кричит: «Гуси, мои гуси, щиплите волка!» Гуси нападают на волков и щиплют их.



Второе название этого дня — Полудницы. Так величали особых духов, внешне похожих на обычных земных женщин. Статные, красивые, они в жаркие дни летали кругами над полями и завлекали работающих крестьян. Считалось, что они хотят измучить мужиков и лишить их мужской силы. В это время полагалось зажмуриться и сказать: «Господи, спаси меня от соблазна». Однако и сердить этих духов было нельзя, иначе они рассердятся и высушат поля.


Беременных же в этот день специально посылали в поле — чтобы ребенок обрел ту же крепость, какой обладает молодой колос. Существовало поверье, что родить на хлебной ниве — к легким родам, к здоровому ребенку.


Комментариев нет :

Отправить комментарий