Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Василиска - соловьиный день, васильковый. 4 июня.


Коли соберёшься пахать, сеять, какое дело начинать – погоди, отложи на завтра. А то куколь да полынь уродится, к избе сухота сухотучая прилучится. «На Василиска не паши, не сей» – будет много сорняков, намаешься с прополкой. 
Хорошее утро с песен птиц начинается.
От Василиска и соловей близко (белорус.). 
День – синитель, василько – первый повелитель.
 День – синитель, васильковый повелитель. 
Ходили слушать пение соловья и
подслушивать для ловли. 
Зацветает брусника.

«Второй праздник, слившийся впоследствии с христианским троицыным днем, - это день бога Ярилы, бога животворящих сил природы; в этот день (4 июня) убирали лентами молодую березку и украшали ветками дома».Приблизительно в это время проходят "зелёные святки", завершаются весенне-полевые работы, и чествуется Мать-Природа( Семик и Троица).

Как и во поле калинушка стоит,
На калине соловей птица сидит,
Горьку ягоду калинушку клюет,
А малиною закусывает.
Прилетели к соловью два сокола,
Взяли-брали соловеюшку с собой,
Посадили его в клеточку
За серебряну решеточку.
Что заставили песни петь:
«Уж ты пой-воспевай, мой соловей!
При кручине спотешай молодца,
При великой разговаривай его,
Чтобы молодец не плакал, не тужил,
Всее ноченьку молоденькой не спал,
Все во золоты цимбалы проиграл,
Все бы душу девицу спотешал,
Чтобы девушка любила молодца,
Чтоб любила его, жаловала,
При людях его надеждою звала,
А в безлюдьице душечкою!»
(Тверская губ.)

*****
Соловей мой, соловей, соловушко молодой!
Не летай ты, соловей, во зеленый сад гулять,
Не садись ты, соловей, в зеленом моем саду,
В зеленом моем саду, на ракитовом кусту,
Не пой рано на заре, не трави ты сердце мне!
И так тошно молодцу, сам не знаю почему;
Коли знать, так всё по ней, по сударушке моей.
Ах, кого бы мне нанять, за сударушкой послать?
Коли старого нанять — греха на душу принять:
До нее стар не дойдет, во дорожке пропадет;
Коли малого нанять — мал не знает, что сказать;
Коли ровнюшку нанять — ровня любит сам гулять.
Уж как знать-то, молодцу подниматься самому,
Подниматься самому по сударушку свою!

*****
Как за реченькой, как за быстрою дубровушка шумит,
А во той ли во дубровушке соловьюшко поет.
Соловьюшко поет, громко насвистывает,
Он подруженьку приманивает:
«Прилети, моя голубушка, без тебя мне жить тошнехонько!»
Как за речкою, как за быстрою живет удалой молодец.
Он по бережку ходит-гуляет, складны песенки поет,
С красной девушкой аукается, перекликивается:
«Где ж ты, где ты, моя Катя, где, красавица моя?
Ты уж, видно, позабыла меня, добра молодца,
Ты уж, видно, разлюбила Ваню, милого дружка!»

*****
На Василиску «не сеяли, не пахали — этот день пережидали, чтоб поля не засорились, васильки не уродились». В день святой мученицы Вассы не сеют ржи, чтоб на ниве не родилось васильков.

Если в этот день не собрать всех яиц в курятнике и не сварить, то из них может уродиться Василиск. Васильковым яйцом можно смертельно отравиться.




А ты зачем зацвел,
Василек во ржи?
А ты зачем завлек
Меня, мил, скажи.
А я затем зацвел,
Чтоб поля красить,
А я затем завлек,
Чтоб тебя любить!

Комментариев нет :

Отправить комментарий