Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Окликание молодых - "вьюнины"


   В селениях и даже в некоторых  городах исстари празднуется Фомино (т. е. первое после святой пасхи) воскресенье — юнины.
   На пасхе в первый год после свадьбы все молодые ходят  с женами к тестю с тещей христосоваться и остаются у них праздновать дня на два и на три, начиная с четверга; потом просят тестя и тещу к себе на юнины,— и они со всеми своими домашними приходят или приезжают к ним в фомино воскресенье обедать.

   Этот общий праздник имеет свои особенности. Так, в селениях Ковровского уезда в фомино воскресенье, по выходе из церкви от обедни, все крестьянки н некоторые крестьяне собираются в кружок на улице, а около их толпятся с нетерпением крестьянские мальчики. Вот приносят шест с мочальным помелом и привязанным колокольчиком н елку, украшенную разноцветными лентами, платками и полотенцами. Одна из крестьянок, посмелее других, припрыгивая на помеле и звеня колокольчиком, а другая с разукрашенною ёлкой идут к ближайшему дому, где живут молодые, а за ними в некотором отдалении медленно тянутся с песнями и прочие крестьянки и крестьяне, Толпы ребят заключают это шествие. Подойдя к дому, начинают стучать в окна и кричат: «Юн да юница, вынеси куличу, да перепечу, да сорок яиц!» Крик продолжается до тех пор, пока не выйдут молодые на улицу. Наконец у ворот показываются молодой с пол штофом водки и со стаканом или небольшим ковшом, а за ним молодая. неся на деревянном кружке большой неразрезанный пирог с начинкой и семь окрашенных яиц, отнюдь не более, не менее. Молодой подчует близко знакомых крестьян водкой.  И эти, выпив и отломив от пирога кусок на закуску, бросают пирог на землю, несмотря на то — сухо или грязно на улице. А яйца берет одна из крестьянок к себе в фартук или запон. И затем снова с песнями отправляются к дому других молодых. И, таким образом, обходят всех решительно молодых, сколько их случится в тот год в селении, и у каждого, выпив и закусив, бросают пироги на землю, а парнишки с шумом и часто с дракою бросаются на эти пироги и разрывают их между собою на части, кто сколько успеет захватить. Обошедши всех молодых, крестьяне расходятся по домам, а крестьянки начинают делить между собою все собранные яйца.


  Ещё один вариант окликания молодых в фомино воскресенье («кликушнино воскресенье»). Оклик относится собственно к одной молодой, так как мужчин в это время обычно уже не бывает дома. Все женщины (не исключая и старух) деревни, где есть молодая, после обедни собираются на улице и толпой отправляются к дому, где живет молодая. Впереди прочих идет женщина (едущая на привязанном к длинному шесту помеле и держащая в руках большую палку). Молодая, завидев эту толпу, запирает двери своего дома. Подойдя к дому, предводительница стучит своей палкой в двери и говорит:
Молодая молодица,
Молодая ты юница!
Подавай наши яйца!
Яйца на полице,
В коробице.
Не дашь яйца,
Пирога конца —
Потеряешь молодца,
Будешь ветреница!
Мы тя в хлев запрем,
Помелом заткнем
И не выпустим!
Молодая сначала ничего не отвечает. Женщина громче прежнего повторяет то же самое; и это делает до трех раз. Наконец молодая отворяет двери, останавливается в них, просит к себе и говорит:
Соседушки, голубушки,
 Меня любите и жалуйте, 
К себе примите в подруженьки!
После этого женщины входят в дом, и начинается угощение, после которого — песни и пляски. После ухода женщин молодая созывает к себе девиц со всей деревни и также угощает их. В некоторых местах не бывает такого форменного угощения, а только оделяют пряниками, яйцами, пирогами.
А бывает и так.
Молодые в пасхальную субботу, по обычаю, должны были ехать к родителям молодухи, но до этого, рано утром, когда они еще спали, к их крыльцу приходили мужики-соседи. Они стучали палкой о крыльцо и произносили «вьюницу», призывая молодых выйти на крыльцо и вынести угощение. Молодая угощала пришедших, подносила им вино и обязательно давала яйца.
Угостить старались как можно лучше. Если окликальщики оставались довольны, то благодарили и желали молодой всяких благ: «Дай те бог, молодуха, чтоб у тя всего было вдоволь. Дай те бог, чтоб у тя, молодуха, было сколько в лесу пеньков — столько бы у тя сынков; сколько в лугу кочек — столько бы у тя и дочек!» Если же угощали плохо, то мужики постараются наговорить совершенно противоположных пожеланий, как, например: «Дай те бог, молодуха, чтоб у тя народилось сколько в поле огородов — столько бы у тя и уродов».
После ухода окликальщиков приходили ребятишки и проделывали все то, что до них мужчины: стучали о крыльцо с тем же гтриговором. Молодуха угощала их пирогами, оделяла яйцами и гостинцами.


ВЬЮНИШНЫЕ ПЕСНИ.
Еще дома ли хозяин со хозяюшкой? 
Вьюнец ты, и ой молодой ты!
- Он велит ли окликать, молодых величать — 
Свет вьюнца-молодца Ивана Фомича
С молодой своей женой, с Аннушкой со Терентьевной?
Как у этого вьюнца был построен теремок — 
Он не низок, не высок — на пятнадцати рядах.
На пятнадцати рядах, на шестнадцати столбах, 
На шестнадцати столбах, крутоверховатый,
частослеговатый.
Как во этом терему стены мраморные,
Стены мраморные, печь муравленая.
На передней-то стене три окошечка,
Три окошечка, все три красненьки;
Все три красненьки, все косящаты.
Под передним-то окошком дубовы столы стоят,
дубовы столы стоят, ножки точеные,
Ножки точеные, позолоченные.
Как за этим за столом дороги гости сидят,
Как на этих на столах белы скатерти лежат,
Белы катаные, незамаранные.
Как на этих скатертях три угодьица стоят:
Уж как первое угодье — стоит скляница вина,
А второе-то угодье — стоит пива ендова,
А уж третье-то угодье — желты блюдечки стоят,
А на этих на блюдах красны яйца лежат.
Вот как нам бы, певцам, по бокальчику пивца,
По бокальчику пивца, по стаканчику винца,
По стаканчику винца, на закуску пирожка,
По четыре бы яйца, по пятому барыша,
По пятому барыша, чтобы славушка прошла,
Чтобы славушка прошла про Ивана Фомича
С молодой своей женой, с Аннушкой со Терентьевной.
***
Мы пойдёмте-ка, ребята, вдоль по улице гулять!
Вьюница, ой молодая!
В доль по улице гулять, молодых окликать!
Во Семеновском приходе, у Ивана на дворе,
У Ивана на дворе все железный тын.
Вот на каждой на тычиночке по маковке цветет,
А на каждой на маковке соловей песни поет.
Не подшибывайте деревца подобного:
Как на этом деревце три угодьица есть,
А поверх деревца соловей песни поет.
Посредь деревца пчелы яры гнезда вьют.
Покорень деревца кровать нова тесова.
На кроватушке тесовой вьюнец-молодец
В звончаты гусли играет.
Он вьюницу утешает:
«Забывай, забывай волю батюшкину,
Волю батюшкину, негу матушкину!
Вдоль по горенке ходи, полегоньку говори, 
Под окошечком сиди, весела на нас гляди,
Весела на нас гляди, за работу заплати!
Либо яйцами, либо пряниками,
Либо скляница вина, либо пива ендова!
А не дашь как три яйца - три насмешки!
Уж-то первую насмешку - я на верх взойду,
А на верх взойду, со избы верх сломлю;
А другую-то насмешку - я на двор взойду,
А на двор взойду - пару коней уведу;
Уж как третью-то насмешку - я в горницу
Я во горницу взойду, я заслон отслоню,
Я заслон отслоню, пироги я остужу,
Пироги я остужу, молодых остыжу.
Будешь ты ткаха и пряха и по воду ходяха,
По воду ходяха и в клеть по рубаху,
Во клеть по рубаху — по шелковую!
***
Еще господи Исусе, благословляй Христос! 
Ой вьюнец-молодец, ай молодая!
Еще дома ли хозяин со хозяюшкой?
Еще дома ли вьюнешник со вьюнецею?
Благословляй-ко ты нас, хозяин со хозяюшкою,
Нам на двор взойти да по двору пройти,
По двору пройти, на часту лесенку вступить.
На часту лесенку вступить, да по частой пройтить
По частой пройтить, на калинов мост взойти.
На калинов мост взойти, да по калинову пройти,
По калинову пройти, да на дубовы скамьи сесть.
На дубовы скамьи сесть, да на кленовы ноги встать,
На кленовы ноги встать, да царских песенок попеть.
Царских песенок попеть, да нам царя повеличать,
Нам царя повеличать, да про все городы сказать,
Про все верховые, да про все низовые.
Тут стояло-вырастало кипарис-дерево,
Как на этом кнпарисе три угодья стоят,
Три угодья стоят, да три угодьища:
Еще первое угодье — соловьево гнездо.
Соловей гнездо свивал, да малых деток выводил,
Малых деток выводил, да всех по местам рассадил,
Всех по местам рассадил, да всех по местам, по местам,
Всех по местам, по местам, да по дубовым по скамьям.
А второе-то угодье — кровать тесаная, 
Как на этой на кроватке вьюнешник лежит.
Вон вьюнешницу укладывал.
Он укладываёт да уговариваёт:
Уж ты спи-ка, моя надежа, высыпайся, свет!
Завтра рано поутру окликальщички придут, 
Приокликнут тебя да приозычут тебя!»
Ещё дай-ко вам бог, надели-ко вас Христос:
Либо двое двойников, либо трое тройников.
Либо семеро погодков, все бы девушек,
Все бы девушек, да мелкошеюшек!
Одного бы одинца, да удалого молодца!
Он бы по полу не ползал, вкруг бы лавок не ходил,
Вкруг бы лавок не ходил, да н в окошко не глядел,
И в окошко не глядел, да и куска бы не ел.
Не пора ли вам, хозяин, в новы сени выходить!
В новы сени выходить, да окликальщичков дарить,
Окликалыцичков дарить, да приокликальщичков,
Приокликальщичков, да приозыкальщичков!
Нам по красному яйцу, да по пшеничной куличе,
Да по рюмочке винца. да по стакашику пивца!
***
Еще дома ли хозяин,
Во дому ли господин?
Мы проздравить вас хотим
Со вьюнцом с молодцом,
С Алексеюшком,
Со вьюницей с молодицей.
С Александрушкой.
Молодица-вьюница
По сеничкам ходит,
По новыем гуляёт,
Вьюнца разбужаёт:
Вьюнец-молодец,
Ты восстани, пробудись,
Водёнкой всплеснись,
Полотенцем утрись,
Ко батюшку с матушкой
В ноги поклонися».
Пришли окликати — Пора оделяти.
На поличке в кошничке
Тут яички красненьки.
Они пекутся-жарятся,
Про вьюнца поставятся.
Вьюнец-молодец,
Вьюница-молодица!
***
Разреши, сударь хозяин,
Нам на мостик-то взойти,
Нам на мостик-то взойти,
По пословице сказать,
Молодых окликать.
 Ой, молодая, ой, вьюная!
Уж как у Василья во дворе
Три-ти дерева стоят кипарисовые,
Кипарисовые, сверху лиственные.
Как на этих на дерёвах
Три качельки висят. 
Ой, молодая, ой, вьюная!
Как на первой на качельке
Отец с матерью сидят.
Как на втброй-то качельке
Красны девицы сидят.
…………………………….
Ой, молодая, ой, вьюная!
Уж ты вынеси, молодушка,
Старым старушкам пирога с творогом.
Молодым молодушкам пивца да винца,
А красным девицам красны яйца. 
Ой, молодая, ой, вьюная!
***
Ты позволь, позволь, хозяин,
Молодая, да ты вьюная!
Прикажи-ка, господин,
Нам молитву сотворить
да калитку растворить!
Во широкий двор войти
Да молодую взвеселить!
Уж мы видели тебя,
Как от матушки ты шла,
Пасху сладкую несла.
Уж мы видели тебя,
Как от батюшки ты шла,
Полуштоф вина несла.
Нам по чарке поднесешь,
Свое счастье сбережешь!
Не жалей, не береги,
По яичку одели!
***
Ты вставай-ка, молодец,
Ты вставай-ка, наш вьюнец!
Ты расчесывай кудри
Костяным гребешком.
Уж ты взгляни, молодец.
В окошко косящатое!
Тебе песню поем,
Тебе честь воздаем!
Награди-ка нас подарком — 
Сладким пряником,
Белым, сахарным!
***
Ой лелю, молодая.
 О лелю!
Ты вьюная,
Ты по горнице пройди,
Покажи свое лицо,
да в окошечко!
Покажи нам молодца,
Своего-то вьюнца! 
да пожалуй-ко яичко 
Еще красненькое, 
Что на красном блюде 
И при добрых людях!
***
Научить ли тебя, вьюница, 
Как в чужих-то людях жить?
Ой ли, вьюница, ой, молодая! 
Во чужих-то людях жить — 
Да надо каждому служить.
Уж как свекру услужить — 
Корму коням замесить;
А свекрови услужить — 
В избу дровец наносить;
А деверьям услужить — 
Пару коней заложить;
Как золовке услужить — 
На базар скорей сходить.
На базар скорей сходить, 
Да белил, мазил купить.
А как мужу услужить — 
Чаще банюшку топить.
Чаще банюшку топить, 
Да с ним париться ходить,
С мужем париться ходить, 
Черпачок с собой носить.
Черпачок-то новенький,
 Веничек зелененький.


Красная Горка

Комментариев нет :

Отправить комментарий