Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Вербное воскресенье.Вербная неделя.


Вербная неделя, «вербница» —  предпасхальная» неделя, шестая неделя великого поста. 
Если хорошо цветет верба — пашня будет удачной.
 На вербной мороз - яровые хлеба 
хороши будут (Новгородская губ). 

Если вербная неделя ведренная, утренники морозные,
 то яровые будут хорошими (Ярославская губ.). 
Без вербы - не весна. 
Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед. 
Где вода, там верба, а где верба, там и вода. 
Плотва трется в первый раз на вербной 
в другой, когда распустится берёза, 
в третий — на Вознесение (Южн.). 

Лазарева суббота — канун вербного воскресенья. 
Святой Лазарь за вербой лазил. 
На Лазареву субботу сеют горох. 
  Когда воскресенье бывает в субботу? (Шуточный вопрос обусловлен тем обстоятельством
, что церковный праздник «воскресение святого Лазаря» приходится на субботу вербной недели.) 
  В воронежских деревнях в день «Лазарева воскресенья» пекут хлебцы в количестве, соответствующим  членам семьи, в один из хлебцев запекают грош; у кого этот хлебец окажется, тот считается счастливым или будет счастлив в будущем году, для девушки это предвещает выгодное и счастливое замужество. 
  Основные обряды, поступки, действия связанные с вербной неделей совершались в воскресный день. 
  Вербное воскресенье проходит под знаком освящённой вербы. Растение это, особенно сережки распустившиеся почки повсеместно считались целебным, наделённым особой силой. 
  В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и обязательно скармливали его скотине (Ярославская губ.). 
  В костромских селениях пекли «барашки»  печенье в  форме вербных почек. 
  По верованию крестьян, если съесть девять вербных серёжек, то это предохранит от лихорадки. 
  Почки освященной вербы советовали есть бесплодным женщинам. 
  Ветками принесённой из церкви вербы хлестали друг друга, и в первую очередь детей, приговаривая: 
Верба, верба,       
Верба хлёст,        
Верба хлёст,         
Бьет до слез.     
Верба синя.            
Бьет несильно
Верба красна
Бьет напрасно,
Верба бела
Бьет за дело,
Верба хлёст,
 Бьет до слез!


Не я бью — верба бьет! Верба хлест бьет до слёз! 
  В некоторых местах били не только людей, но и домашних животных и предметы домашнего обихода. 
  Отвербовывание сопровождалось словами: 






Верба свята, 
Верба свята! 
Не я освящаю — Бог освящает 
Печки-перепечки: 
На божью милость, 
На житьё-бытьё, 
На корысть, на радость, 
На божью милость. 
Хлеб спор, 
Животам приплод. 
На тебе веревочку, 
А мне парочку яичек! 


  Повсюду принято было выгонять в первый раз скотину в поле вербой с вербного воскресенья. 
  «Ветки вербы, принесённые из церкви, обыкновенно прячутся и в случае летней грозы, а в особенности града, их выбрасывают на двор в уверенности, что от этого гроза прекращается, и град перестает идти». 
  Придя от заутрени, хозяин бросает веточки вербы в пищу домашней скотине в надежде на то, что это предохранит скот от падежа. Несколько веток втыкают под крышу дома или хлева, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но и домой возвращалась исправно, не терялась бы в лесу. 
  «Наряду с этими общепринятыми обычаями, связанными с освящённой вербой, в некоторых местах, например, в Козловском уезде Тамбовской губ., существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю и, брошенная в пламя, останавливает действие огня, а воткнутая в поле — сберегает посевы. 
  В том же Козловском уезде распространено верование, что всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье по приходе от заутрени вбить в стену своего дома колышек освященной вербы — средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость».

  Описание празднования кануна вербного воскресенья.
  К празднованию вербного воскресенья молодежь в сёлах Пензенской губернии начинала готовиться за три-четыре дня. Девушки, разделившись на группы, собирали продукты, из которых в субботу готовили рыбный «курник» и кашу, пекли гречневые блины, варили брагу. Молодежь веселилась, потом угощалась. В полночь шли по селу от дома к дому, «воспевая гимн»: 
Ай, наша деревня, 
Чистый городок деревня, 
Половина Москвы 
Стоит на полуюре, 
На которой роща. 
Около ворот каждого дома кричали: 
«Отопри, отопри, молодая, вербошкою бить, здоровьем больше прежнего наделить!»
Молодая отпирала ворота, и толпа входила во двор с песней: 
Был бы урожай хлеба, 
Скота умноженье. 
В избе слегка ударяли спящих вербой, приговаривая: 

 «Вставай рано, бей барана»
 «Бьем, чтобы быть здоровым!»
 Последней били молодую, а она кланялась и провожала за ворота молодежь, которая пела: 
Не нашего околотка девки толстопряхи, 
А нашего — тонкопряхи. 
Потом возвращались в дом, где было приготовлено угощение, и ели блины и кашу. Утром кашеварки угощали блинами пришедших поздравить их с праздником мальчиков. Все торжество оканчивается песнями, пляскою и неприличными коверканиям.
А вот страница из книги "Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия." Собр. М. Забылинымъ. Москва, 1880.
www.krainov.blogspot.com







Комментариев нет :

Отправить комментарий