Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Зосима-пчельник. 30 апреля.

   В русском народной календаре Зосим несколько, но все они связаны с разными приметами и обрядами пчеловодов.


   Если день святого Пуда был на Руси лишь календарной датой открытия нового медосборного сезона и начала пчеловодческих работ, то святой Зосима, а вместе с ним и святой Савватий считались настоящими покровителями трудолюбивых «божьих пташек» — пчел. Мед — он ведь не манна небесная, без труда в руки не дастся, его еще заслужить, заработать надо. И до медового праздника, который в августе отмечать будем, столько соленого пота прольется, что этот душистый, густой, янтарный «сок земли» слаще сладкого покажется.

Без пчелы (т. е. воска) поп и обедни не служит.
Мала-мала пчелка, а побольше великого знает. 
 Милостивый Спас всяку душу спасает, а Зосима—Савватий пчелу бережет.
Не корм пчелу кормит, а хозяйский глаз.
Не на себя пчела работает, а на Бога.
Одной пчеле Бог сроду науку открыл.
Пчела — Божья угодница.
Пчела — Божья угодница, а и та Зосиме-Савватию свой молебен поет.
Чтобы пчел водить, надо сердцем их любить.
Для хорошего пчеловода нет плохого года.



В день святого Зосимы, когда на пчельник выставлялись ульи, крестьяне - пчеловоды  служили молебны пчелиному богу. Богатые приглашали духовенство служить молебен на пчельнике, чтобы сам батюшка окропил ульи святой водой. Бедные молились в церкви, а затем сами кропили пчельники крещеной водой. В этот же день приносили в церковь мед и почти  повсеместно кормили пчел благовещенской просфорой. 
   По выставлении пчёл, становят посреди пасеки стол, покрытый чистой скатертью, на него хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной утрени свечу.
   Потом, помолясь Зосиме и Савватию, обходят вокруг пасеки с зажженною свечою, кропят ее освященной водой. После этого над дверью, через которую вносят на пасеку ульи, вбивают кол и произносят:


 «Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, приноси мед в свои ульи. Как осетр-рыба бежит в море, так моя бы пчела ко мне, рабу божию, летала на пасеку. Как из столбовых рек и протоков бежит сильная рыба в море, так бы ко мне, рабу божию, моя пчела летала со всех круговерхов, из темных лесов, с лугов, с болот, с топей, с черных грязей, из чистого поля, набравшись, напившись желтыми восками, садились в свои ульи со всем смиренством, с плодом и с повозом, господу богу на славу, а мне, рабу божию, в пожиток, во веки веков, аминь».

Открыв летки, произносят: 
«Как океан-море из всех рек и протоков собирается и силен бывает, как полая вода дюжа и сильна бывает, ломает лес и урывает берега, несется через острова и кусты, зеленые луга и болота заливает, так бы у меня, раба божия, пчела в пасеке сильна и дюжа была, несла мед со всех четырех сторон, с лугов, с топей, черных грязей, из чистого поля, из темных лугов и от синего моря и со всякого цвета, завела б себе детей, отпущала б сильные рои, работала б сама себе, в люди не ходила б и к себе чужую не пущала б, со всех сторон четырех оборонялась».


От нападения чужой пчелы поступают еще так: делают из осинового дерева три кола и, перекрестясь, вколачивают их посреди пасеки, потом, положив в них веник, говорят:
«Садитесь, чужие пчелы, на осиновые колы и на веник и отсюда не отходите».


Без бога — ни до порога, а без Зосимы-Савватия — ни до улья.
Рой родится— Зосима-Савватий веселится.
Пчела знает, где мед брать.
На какой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош. 
Если пчелы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся, если нет — вишень не будет.

Судили о будущем урожае гречихи: 

"Мало убыли в пчелах (по выставке омшаника) - к урожаю гречихи, и наоборот, много убыли - греча не родится".


Пчелушки,
Серые, малые,
Крылышки алые,
Носики вострые,
Сами пестрые.
В поле идут,
Гудут, гудут.
С поля идут,
Медок несут,— 
приговаривают дети, когда идут мимо ульев (Калужская губ.)


Русские пчеловоды называют преподобного Зосиму - Пчельником и считают его покровителем пчеловодства и хранителем пчел. В одном из древних стихов читаем: Попаси, Зосим Соловецкий, пчелок стаями, роями, густыми медами.
Святой Савватий тоже считается в народе покровителем пчел и пчеловодства. Он и святой Зосима (друг и сподвижник Савватия) почитались всеми пчеловодами на Руси. Считалось, что они первыми научили русский народ правильному пчелиному хозяйству. На каждом пчельнике, как правило, находилась икона соловецких святых.  Пчеловодство считалось делом, которое требует праведной жизни и нравственной чистоты. Зосима и Савватий помогают только благочестивым людям. Зорить пчел, в том числе диких, - в глазах народа кощунство, грех. Мед - мерило сладости, старому и малому лакомство. «Мужик с медом лапоть съел», - подшучивали незлобиво. Намек давался прозрачный охотникам до чужого добра: «Медведь на улей покусился и едва шкурой отплатился».


На Зосиму пчелы начинают мед заносить, соты заливать. 
Без Зосимы-Савватия пчелы пролетят мимо,
Зосима пчел растит, меду наливает.

Примечали: когда пчелы сильно летят к своим ульям, то скоро дождь.
 Пчелу считают Божией угодницей, она доставляет воск на свечи. Пчела жалит только грешника.
Для пчелы всякий урок легок.
И пчелка летит на красный цветок.
Корми меня до Ивана (Иванова дня), сделаю из тебя пана.
Медведю пчелы пиво в борти варят.
Ни пчелы без жала, ни розы без шипов.
Скупые, ровно как пчелы: мед собирают, а сами умирают.
Цветы для пчел — пчелы для цветов.
Человек от пчелы всякой премудрости поучается.
Что пчел разорить — что человека убить.

Комментариев нет :

Отправить комментарий