Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Преполовение.

Это середина срока между Пасхой и Троицей, то есть  25-й день после Пасхи.


Уже в позапрошлом веке этнографы отмечали, что  " праздник преполовения принадлежит к числу тех, истинное значение которых почти непонятно для народа".
 В Сибири об этом дне говорили: "Богоматерь приплыла на камню" или "Богородица приплыла на святой льдинке".  Крестьянин, надо полагать, и не особенно страдал от этого. Он по своему интерпретировал церковные положения и символы, приурочил к празднику те действа, которые, с его точки зрения,  должны были способствовать росту трав и хлебов, здоровью людей и скота.
Православная церковь в день Преполовения молится "о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия", церковь вспоминает в этот день наставления Иисуса Христа о значении спасения принесенного им людям, которое называется "источником бессмертия", в крестьянской России совершается обряд освящения воды в реках, озёрах, в колодцах - и эта вода считается  целительной, жители деревень в сопровождении  священника отправляются в поля, засеянные хлебом, и священник окропляет нивы святою водой, а крестьяне молятся всевышнему  о ниспослании обильного урожая.


Нельзя сказать, что народ совсем равнодушен к непонятным терминам, названиям. Всегда находились люди, которые пытались докопаться до истины, до подлинного смысла слова, и тогда возникали легенды, предания. Так случилось и с праздником Преполовения, объяснение которому даст следующая легенда.



«Один раз гнались за Богородицей разбойники, а она была с младенцем на руках. Бежала, бежала Богородица, глядь – река. Она и бросилась в воду, рассчитывая переплыть на другую сторону и спастись от погони. Но с младенцем на руках плыть было трудно, потому что грести приходилось только одной рукой. Вот и взмолилась Богородица своему младенцу: «Сын мой милый, дай ты мне третью руку, а то плыть мне невмоготу». Младенец услышал молитву матери, и появилась у неё третья рука. Тогда уж плыть было легко, и Богородица благополучно достигла противоположного берега»

Видимо, в связи с сюжетом легенды в некоторых местах Преполовение считалось преимущественно женским праздником.
Благодаря этой легенде (а может быть она сама явилась результатом осмысления слова) русские крестьяне называют праздник Преполовения «Преплавлением» от слова «переплыть». Подтверждением легенды, в глазах крестьян, была икона Богоматери Троеручицы. 
 

Комментариев нет :

Отправить комментарий