Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Пахом-бокогрей. 28 мая.


Христианский мир 28 мая чтит память Пахомия Великого, основателя монашеского общежития в Египте и одного из столпов пустынножительства. Родился он, как и мученики Тимофей с Маврой, в египетской Фиваиде, и как раз примерно в то время, когда они подверглись жестоким страданиям за веру.


Получивший языческое воспитание в семье и весьма приличное светское образование, юноша был призван в армию, под знамена войска императора Константина.
Кстати, того самого, который позднее провозгласил христианство господствующей религией, а затем перенес столицу римского государства в Византий (Константинополь) и почитается несколькими христианскими конфессиями равноапостольным святым.

Пришел Пахом — запахло теплом.
На Пахома тепло — все лето теплое.
С Пахомия устанавливается совершенно летняя погода.
С Пахомия сеют поздние овес и пшеницу.
На Пахома сеют ячмень.
Можжевельник зацветет — пора ячмень сеять.
Ячмень сеют, пока цветет калина.

Говорят, именно в это время любил затевать свои бесшабашные игры веселый славянский бог молодецкой удали и страсти — Ярило. Под взглядом его «всяк без вина пьянел, без хмеля хмелел». А на пути-дороге Ярилы «цветы и травы зацветали, что ни шаг — все ярче да духовитее». Недаром же до сих пор жива в народе пословица: «На Пахома и пустырь зелен».

Уж я пашенку пашу,
Сам на солнышко гляжу.
Стало солнышко к обеду поворачивать,
Мужики сошнички соколачивать.
Еще все жены мужьям хлеба несут,
А моя шельма жена не устряпалась.
Уж я выпрягу лошадку, поеду домой,
Я заеду во ракитовы куста,
Уж я вырежу лозу
Про свою шельму жену.
Подъезжаю-подвожу:
Ходит жена по двору
Во кумачном сарафане,
Во парчевых рукавах,
Во кокошничке-рогаче,
В коноватною фате.
«Где ты, женушка, была?» —
«У попа, сударь, была,
За твое, сударь, здоровье
Рюмку водки выпила».
«Спасибо тебе, жена,
Не забыла ты меня!» —
«Еще как тебя забыть,—
Не могу тебя избыть!»
(Казанская губ.)
-----
Мужик пашенку пахал, сам на солнышко взирал, —
Эх, попашу я, попашу, на солнышко погляжу,
Попашу я, попашу, ды на солнышко погляжу.
А как людски-ти добрыя жены мужьям завтракать несут,
А как людски-ти добрыя жены мужьям завтракать несут,
Ох, а моя шельма жена скрозь до обеда проспала,
Эх, скрозь до обеда проспала, да позабыла про меня,
Позабыла, что ей было, позапамятовала,
Позабыла, что ей было, позапамятовала.
Провожу свою Орюшеньку, сам поеду во лесок.
Я вырежу лозу про свою шельму жену,
Я вырежу лозу про свою шельму жену,
Приезжаю ко двору — жена ходит по двору.
Приезжаю ко двору —жена ходит по двору.
Ох, во котах, во чулках, во шелковых рукавах.
«Жена, моя женушка, серебряно донышко,
Где ты долго пробыла, где ты гуливала?
Где ты долго пробыла, где ты гуливала?»
«Я у кума, у кумы д я у кумовой жены,
Сладку водочку пила и тебе бы налила,
И тебе бы налила — спотыкнулась, пролила».
Загляделися глаза, из рук выпала лоза,
Опущу я лозу — поцелую жену.
(Нижегородская губ.)

Конец заморозков на почве. Можно еще сажать лук-севок. Окучивают ранний картофель. 

Комментариев нет :

Отправить комментарий