Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Зосима. 2 июля.


   С  образом  святой соловецкой двоицы — Зосимой и Савватием — связывали в русском народе все «медовые» праздники, ведь именно эти святые считались главными покровителями пчел.Иконы с их изображениями развешивали над любым ручейком или колодцем, находившимся неподалеку от пасеки. Вода, взятая из этих источников, считалась целебной, а прибившийся к такой своеобразной часовенке рой почитался как освященный свыше и оберегался особенно тщательно.
   Были  и другие суеверные обычаи, наиболее характерными из которых являются следующие:

Развешивание вокруг пчельника на кольях изгороди лошадиных и других черепов «от сглаза».


Помещение под крышками ульев гнезд синиц-ремезов, которые в старые годы специально даже продавались для этой цели на Нижегородской ярмарке. Окуривание пчел дымом этих гнезд спасает будто бы пчел от лихого глаза, да и пчелы от этого дыма лучше роятся.


Размещение на пчельнике вместе с заселенными ульями пустых ульев для того, чтобы никто, кроме пчеловода не знал, сколько на пчельнике ульев с пчелами, потому что считать пчел нельзя — переведутся.


Закапывание в землю в виде жертв духу, покровительствующему пчеловодству, так называемому Нешке Пасу, летом первых самых лучших роев, а осенью после подрезки меда кувшинов с медовухой.

В народном календаре дни Зосимы-пчельника встречаются не раз, с каждым из них связаны свои приметы, обряды, обычаи. Считалось, например, что на июльского Зосиму пчелы самый лучший мед собирают, поэтому в этот день их старались не беспокоить попусту.

Зосима — пчелы меда запасают.
Рой роится — Зосим-Савва веселится.

Что у пчелы в соту — то Зосим и Савва дали.


Пчела — божья угодница, доставляет воск на свечи.
Пчела жалит только грешника.


Когда пчелы сильно летят к своим ульям, то скоро дождь.
Перед засухою пчелы становятся злее, чаще жалят.
Пчелы сидят на стенках улья — к сильной жаре.


О пчелах в русском народе говорят:
 
Для пчелы всякий урок легок. 
И пчелка летит на красный цветок. 
Корми меня до Ивана (Иванова дня), сделаю из тебя пана. 
Медведю пчелы пиво в борти варят. 
Ни пчелы без жала, ни розы без шипов. 
Скупые, ровно как пчелы: мед собирают, а сами умирают. 
Цветы для пчел — пчелы для цветов. 
Человек от пчелы всякой премудрости поучается.
 Что пчел разорить — что человека убить.
 Без Бога не до порога, а без Зосимы — Савватия не до улья.


 В этот день говорили: «На тебя навет, а Иов Праведный скажет — нет».Верили, что в этот день, по молитву святому Иову, могут быть сняты с невинно и неправедно обиженных и обвиненных все наговоры.


Проходя мимо ульев в эту пору, дети припевают, приговаривают:


Рой, гуди,
В поля иди!
С полей иди
Медок неси!
***
Яры пчелки гудут,
В поле идут,
С поля идут —
Медок домой несут.
***
Пчелушки Серые, малые,
Крылышки алые,
Носики вострые,
Сами пестрые.
В поле идут —
Гудут, гудут.
С поля идут —
Медок несут!

От приговорок переходили к играм. Двое ребят стоят неподвижно — они «ульи». Все другие участники игры ходят вокруг них и поют:


Пчелки яровые, крылья золотые,
Что вы сидите, на полет не летите?
Аль вас солнышком печет?
Аль вас дождичком сечет?
Летите за горы высокие,
За леса зеленые.


Пропев песню, все разбегаются, а «ульи» начинают изображать «пчел» и бегут за ними. Кого они поймают и пожужжат в уши, тот считается «ужаленным» и в игре не участвует. «Пчелы» ловят оставшихся детей.


За одной игрой следуют другие.


«В КОРШУНА»


Играющие становятся в круг, ведут хоровод и поют:


Коршун, коршун, колесом,
Твои дети за селом.
Пить, есть просят,
Работать не могут.
Я их накормила,
Я их напоила,
Спать уложила,
Рогожкой накрыла.


В середине круга сидит «коршун» и копает землю. Его спрашивают:


— Коршун, коршун, что делаешь?
— Ямочку рою.
— Зачем тебе ямочка?
— Копеечку ищу.
— Зачем тебе копеечка?
— Иголочку да ниточку купить.
— Зачем тебе иголочка да ниточка?
— Мешочек шить.
— Зачем тебе мешочек?
— Камешки класть.
— Зачем тебе камешки?
— В твоих детей ширкать-бросать!
— Что мои дети тебе помешали? .
— У меня был вот такой большой сад, а твоя лошадка с жеребеночком перепрыгнула его.


Все разбегаются в стороны, а «коршун» старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится «коршуном», и игра начинается снова.


«БАБА ЯГА»


Рисуется круг, в середину которого становится один из играющих — «Баба Яга». В руках у нее ветка — «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят:


Баба Ёжка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала.
А потом и говорит:
«У меня нога болит».
Пошла она на улицу,
Раздавила курицу.
Пошла на базар,
Раздавила самовар.
Пошла на лужайку,
Испугала зайку.


«Баба Яга» скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого она «запятнает», тот замирает на месте. Если кто-нибудь из играющих приподнимет запятнанного и вернет в круг, то становится «Бабой Ягой».


«В СМОЛУ»


Мальчики и девочки берутся за руки, образуя круг; в середину входят двое или трое из играющих и стоят, другие ходят вокруг них и кричат:


Смола, смолися,
Бочка, крепися,
Крепка смола дедова,
Крепче и не было.
Пропили, проели
Дедову казну на меду,
А бабкину на вине.
Стук, стук у ворот!


При этих словах дети останавливаются. Стоящие в середине спрашивают:


— Кто там?
— Поп Федот.
— Зачем пришел?
— За смолою.
— На что тебе смола?
— Бочку смолить.
— На что бочка?
— Пиво варить.
— На что пиво?
— Сына женить.
— Какого?


Один из стоящих указывает на какого-нибудь мальчика, называя его по имени и отчеству. «А девушка какая?» — спрашивают его. Он говорит имя и отчество невесты.
После этого игра начинается снова и называют другую пару и т. д.

Взрослым было не до игр, но на день Зосимы поневоле вспоминались песни - грустные или веселые - с зачином о пчеле:


Ты пчела ли моя, пчелонька,
Пчела сера- , синекрыленькая.
Пчела по полю полетывала,
Ко сырой земле припадывала.
Ах вы нянюшки, вы мамушки мои,
Вы подите в чисто поле гулять,
Ко крестьянину на пашенку!
Вы возьмите часту борону,
Расчешите седу бороду,
Что его-то стару голову,
У моего у стара мужа,
У моего у постылого!
Он не садит на коленочки меня,
Не обнимает своей правою рукой,
Не целует во сахарные уста!
Ты пчела ли моя, пчелонька,
Пчела сера, синекрыленькая!
Пчела по полю полетывала.
Ко сырой земле припадывала.
Ах вы нянюшки, вы мамушки,
Вы подите во зеленый сад гулять!
Вы возьмите частый рыбий гребешок,
Расчешите младу голову,
Что его-то кудри черные.
Моего ли друга милого!
Он посадит на коленочки меня,
Он обоймет своей правою рукой,
Поцелует во сахарные уста!
(Алтай.)

Пчелочка златая,
Что же ты журжишь?
Около летаешь —
Прочь не летишь.
Али ты не любишь
Лизочку мою?
У моей у Лизочки
Русая коса,
Голубая лента
Ниже пояса.
Черные брови,
Серые глаза;
Розовые, полные
Щечечки ее,
Мягкие, пуховые
Грудочки ее,
Сладкие, медовые
Губочки ее!
Я к губам прилипну —
С ними и помру!
Врешь — не прилипнешь!
Врешь — не помрешь!
Жаль-жаль, жаль же мне, 
Врешь — не помрешь! 
(припев повторяется после каждого двустишия)
(Донская.)

Комментариев нет :

Отправить комментарий