Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Похороны Костромы.

Похороны Костромы.


«А что, девки, ведь пора бы уж и Кострому хоронить?» — вывернется какая-нибудь бойкая бабёнка из толпы. «А ну-те  с Костромой-те! — отзывается недовольным тоном другая.— Мне намесь (намедни) хозяин (муж) говорил: грех, потому тут в песнях-то гроб поминают; слышь, на том свете за это язык вытянут да сковороду раскалённую лизать заставят!» — «Ну, ещё того света долго ждать, пока ещё вытянут, а теперь мы в вольную голову погуляем: иди, девки, кто хочет Кострому сряжать (одевать), а кому грех, тот на месте сиди, всего не переслушаешь туточки!» 




И с весельем, гиканьем, шумом и смехом бежит целая ватага молодых девушек, женщин и парней хоронить Кострому. Из избы выносят деревянную скамью и ставят её посреди улицы; на скамью ставят корыто и начинается делание Костромы. Притаскивается большой пук соломы, и все находящиеся тут парни и девки делают куклу наподобие женщины, причём поют следующее:


Кострома моя Костромушка,
Моя белая лебедушка.
У моей ли Костромы
Много золота-казны.
У костромского купца
Была дочка хороша,
То Костромушка была!
Костромушка-Кострома,
Лебедушка-лебеда!
У Костромы-то родства — 
Кострома полна была,
У Костромина отца
Было всемеро.
Кострома-то разгулялась,
Кострома-то расхвалилась.
Как Костромин-то отец
Стал гостей собирать.
Гостей собирать,
Большой пир затевать;
Кострома пошла плясать,
А чужие-то пританцовывать:
«Кострома-Кострома,
То Костромушка была!
Я к тее, кума, незваная пришла;
Я ли тея, Костромушка,
За рученьку возьму,
Вином с маком напою,
В хоровод тебя введу».
Стала Кострома поворачиваться,
С вина-маку покачиваться;
Вдоль по улице пошла,
На подворьице зашла,
На подворье костромское,
На купецкое.
Кострома ли Кострома,
То Костромушка была!
Костромушка расплясалась,
Костромушка разыгралась,
Вина с маком нализалась.
Вдруг Костромка повалилась:
Костромушка умерла.
Костромушка-Кострома!
К Костроме стали сходиться,
Костромушку убирать
И во гроб полагать. 
Как родные-то стали тужить,
По Костромушке выплакивати;
А чужие-то плясать, притапывати:
«Была Кострома весела,
Была Кострома хороша!»
Кострома-Костромушка,
Наша белая лебёдушка! 

В продолжение этой же песни женщины и девушки одевают чучело в сарафан и рубашку; голову повязывают косынкою и убирают цветами; на ноги надевают башмаки, и, убрав таким образом Кострому, девушки и женщины
кладут её в корыто.  «Понесем Кострому!» — раздаётся команда. Сейчас же все тут стоящие парни одеваются в рогожи и идут вперёд; один из них берет лапоть, изображающий собою как бы кадило, и все шествуют медленно, не спеша. А женщины и девушки, покрыв головы белыми платками, берут корыто с куклою на руки и точно также медленно несут ее по направлению к реке; причём одна группа девушек, изображающая собой плакальщиц, поёт:


Кострома, Кострома,
Ты нарядная была,
Развесёлая была,
Ты гульливая была!
А теперь, Кострома,
Ты во гроб легла!
И к тебе ль, Костроме,
Сошлись незваные сюда.
Стали Кострому
Собирать-одевать;
Собирать-одевать
И оплакивать:
«Кострома, Кострома,
Костромушка моя!
У тебя ль, Кострома,
Блины масленые,
Браги сыченые,
Ложки крашеные,
Чашки липовые».

Пришедши к реке или озеру, Кострому разоблачают, снимают с нее все уборы и бросают её в воду, причём поют следующее:


Во поле было во поле,
Стояла берёза.
Она ростом высока,
Листом широка.
Как под этой под берёзой
Лежала Кострома;
Она убита — не убита,
Тафтою покрыта.
Девица-красавица
К ней подходила,
Тафту открывала,
В лице признавала:
«Спишь ли, милая Костромка, 
Или чего чуешь? 
Твои кони вороные 
Во поле кочуют, 
Дороженьку чуют».
Девица-красавица
Водицу носила,
Дождичка просила:
«Создай, боже, дождя, 
Дождичка частого, 
Чтобы травоньку смочило, 
Костроме косу остру притупило». 
Как за речкой, за рекой 
Кострома сено косит,— 
Бросила косу
Середи покосу.

В других населённых пунктах Муромского уезда в обряде наблюдаются некоторые любопытные изменения.
«Кострому хоронят» так: обряжают молодую женщину или девушку, кладут в ящик или корыто и несут её с причетом и воем до лесу; корыто ставят под берёзою и поют: «Во поле было во поле, стояла берёза». Под берёзу помещают «Кострому», вероятно, по недостатку воды в селении. Корыто с женщиною, изображающей собою «Кострому», оставляют в лесу и уходят назад с весёлыми песнями, а женщина или девушка, называемая «Кострома», уже после присоединяется к своим товаркам.
***

Чучело «Костромы» — мужчина, одну из находящихся тут молодых женщин выбирают в жены умершего Костромы, и когда вся процессия двинется в путь, то жена впереди всех идёт за корытом и причитывает: «Батюшка Костромушка, на кого ты меня покинул! Закрылись твои ясны оченьки! …» и так далее. Когда же чучело кинут в воду, то изображавшая собой жену Костромы начинает плясать, говоря: «Поди, душа, прямо-таки в рай, таки в рай, таки в рай!» 
***
Берут сноп соломы, одевают его в новый сарафан и платок, увешивают сноп лентами, цветами, потом несут до речки или болота; тут сноп кидают в воду, говоря:
Костромушка, Кострома,
Куда твоя голова?
К бесу, к лесу,
В омут головой?
***
Обычай совершенно исчез у взрослых, которые считают его за греховную забаву и приписывают ему: голод, болезни и другие народные бедствия.
 В «Кострому> играют девочки, одна из играющих садится на траву, другая ложится к ней на колена, изображая собою «Кострому»; несколько других девочек ходят вокруг и поют следующее:


Костромушка, Кострома,
Лебедушка, лебеда,
Белая, румяная.
У Костромушки, Костромы
Блины с творогом,
Кисель с молоком,
Каша масленая,
Тёща ласковая.

Когда вся эта песня пропоётся ходящими вокруг девочками, то они начинают спрашивать у девочки, сидящей на земле: «Жива ль, Кострома?», девочка отвечает: «Жива». Так расспросы продолжаются до трёх раз, когда же после последнего вопроса получат ответ, что «Кострома» преставилась, все девочки начинают тащить «Кострому» за руки и за ноги, потом бросят и побегут от неё, крича: «Зелёные глаза!». «Умершая Кострома» вскакивает и ловит бегущих. Кого поймает «Кострома», то они уже вдвоём ловят остальных, изловят третью,— втроём и так далее до последней, тем и оканчивается игра.


Читайте также -





Комментариев нет :

Отправить комментарий